< Для чего предназначена обочина дороги - Юрист

+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Для чего предназначена обочина дороги

Содержание

Дорога и ее основные элементы

Для чего предназначена обочина дороги

Центральным понятием ПДД является дорога. А как еще может быть в Правилах ДОРОЖНОГО движения?

Определение из ПДД (п.1.2):

«Дорога» — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

Приспособленность для движения – один из главных критериев дороги. Насыпь, дамба, заасфальтированный, забетонированный, мощеный участок земной суши и пр., по которым двигаются транспортные средства (далее – ТС), — это и есть дорога.

Но и искусственные сооружения (эстакады, путепроводы, мосты), которые используются для перемещения ТС, — тоже дорога.

Две узкие полоски вытоптанной травы, уходящей в поле? И это – дорога.

И даже если лютой зимой местный тракторист прямо по полю с помощью своего бульдозера проложит «зимник» (чтобы короче было ездить к своей любимой на встречу), то это тоже будет дорога. Пусть и временная (до весенней распутицы), но – дорога!

А как быть с ледовой переправой. В ПДД нет такого понятия, но есть определение, что это тоже дорога. Недаром же она обозначается дорожными знаками.

И даже брошенные в болотистый торфяник хворост или бревна, превращаются в гать – дорогу на болоте.

И на всех этих многочисленных вариантах дорог действуют (или, как принято говорить, «работают») Правила дорожного движения.

Итак, дорога – это участок, подготовленный и предназначенный для движения ТС.

Она включает в себя (как видно из второй части цитаты) следующие основные элементы:

  1.     проезжую часть (одну или несколько), которая делится на полосы движения;
  2.     разделительную полосу (при наличии);
  3.     обочины (при наличии);
  4.     тротуары (при наличии);
  5.     трамвайные пути (при наличии).

Об этих элементах дороги и поведем речь.

Проезжая часть

Очень часто с понятиями «проезжая часть» и «дорога» происходит путаница. Под дорогой нередко подразумевают тот самый асфальт, по которому двигаются ТС.

Это ошибка! Тот самый асфальт – это лишь часть дороги. А именно – проезжая часть дороги.

Определение из ПДД (п.1.2):

«Проезжая часть» — элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.

И оказывается, что асфальтовое покрытие имеет не дорога, а ее проезжая часть.

И не асфальт – критерий проезжей части, а движение безрельсовых ТС. Проезжая часть может быть оформлена с помощью иного покрытия – бутового камня, брусчатки, щебня – или просто иметь грунтовую основу.

Но это – проезжая часть, которая создана специально для движения безрельсовых ТС. Трамвай к ним не относится.

Полоса движения

Исключительно для удобства движения проезжую часть дороги делят продольными линиями разметки на специальные участки – полосы движения (или полосы для движения).

Определение из ПДД (п.1.2):

«Полоса движения» — любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.

Чтобы не «потеряться» на широкой проезжей части, водителю нужен какой-то ориентир при движении. Такой ориентир – это полоса движения, ширина которой достаточна для беспрепятственного и безопасного движения.

Но что делать зимой, когда разметка неразличима?

Или она вовсе не нанесена на проезжую часть?

В этом случае водитель обязан самостоятельно определить свое положение, которое он занимает на проезжей части. И делается это так: проезжая часть делится продольной линией строго посередине; участок справа – наш, слева – «встречка».

И последний штрих – сколько ТС способно разъехаться одновременно в одном сечении дороги. Количество ТС, способных сделать это, и укажет на численность полос.

Следовательно, полосы для движения ТС обязательно присутствуют на проезжей части. Водителю просто надо их найти.

Разделительная полоса

Существуют участки дорог, посреди которых можно встретить оригинальную конструкцию, — разделительную полосу.

Определение из ПДД (п.1.2):

«Разделительная полоса» — элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки 1.2.1, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения и остановки транспортных средств.

Судя по определению, разделительная полоса – это «мертвый» участок дороги, который категорически запрещен для осуществления движения, остановки и стоянки ТС.

Для чего же существует разделительная полоса? Для обеспечения безопасности движения! Разделительная полоса разграничивает, разделяет транспортные потоки противоположных направлений, затрудняя (или делая невозможным) выезд на встречные полосы движения. Именно поэтому автомагистраль (самый скоростной участок дороги!) должен обязательно иметь разделительную полосу (или ограждения посредине дороги).

Однако разделительная полоса может быть оформлена не только с помощью какой-то физической конструкции, но и с помощью разметки «одинарная сплошная» (1.2.1).

На такой участок дороги тоже нельзя выезжать для движения, остановки или стоянки.

Говоря о разделительной полосе, нельзя не отметить ее еще одного важного свойства: разделительная полоса выделяет смежные проезжие части.

И последний момент. Понятно, что разделительная полоса не является обязательным элементом дороги, но положительно влияет на безопасность.

Обочина

Как это и не может показаться странным, обочина – тоже элемент (или часть) дороги. А все потому, что по обочине в редчайших случаях Правилами разрешено движение. А главное – обочина является участком дороги, на котором допускаются остановка и стоянка ТС.

Определение из ПДД (п.1.2):

«Обочина» — элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2.1  либо 1.2.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.

Обочина – дорожный элемент, который непосредственно примыкает к проезжей части и к тому же – в одной плоскости. Поэтому она не может быть отделена от проезжей части каким-то газоном или бордюром. Она именно «приклеена» к проезжей части, потому что предназначена, в основном, для остановки и стоянки.

Как правило, обочина отличается от асфальтовой проезжей части иным способом покрытия: она может быть выражена травяным покровом, щебнем, грунтом, песком, глиной и пр.).

Однако на крупных федеральных трассах практикуется формирование обочины с помощью такого же покрытия, как и на проезжей части. Это делается для обеспечения максимальной безопасности движения по скоростной дороге, чтобы частицы грунта, песка, глины не попадали на проезжую часть и не натворили беды при экстренном торможении ТС.

В этом случае границей проезжей части и обочины будет специальная – сплошная или прерывистая – линия разметки.

Говоря об обочине, следует отметить, что она не является обязательным дорожным элементом. Как правило, в населенных пунктах обочина отсутствует за ненадобностью, ибо ТС совершают стоянку или остановку, используя край проезжей части.

Следовательно, обочина – это удел загородных дорог. Кстати, здесь – в условиях отсутствия тротуаров – разрешено и движение пешеходов.

Тротуар

Тротуар – это еще один дорожный элемент. Причисление его к одной из частей дороги вполне оправдано. И вот почему.

Определение из ПДД (п.1.2):

«Тротуар» — элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном.

В принципе, все просто и понятно. Тротуар – для пешеходов, а они – участники движения. Потому и тротуар – часть дороги. Однако в редчайших случаях по нему разрешено движение ТС, а также их остановка и стоянка.

Тротуары, как и обочины, не являются обязательным элементом дороги.

Вне населенного пункта в них практически нет потребности: пешеходы перемещаются по обочинам.

Трамвайные пути

В наших ПДД есть много неточностей, «белых пятен» и т.п. Один из пробелов – отсутствие определения трамвайных путей, которые являются частью дороги, но не являются проезжей частью. Такие характеристики обусловлены анализом понятий «дорога» и «проезжая часть».

Существует два преимущественных способа организации трамвайных путем (в пределах дороги):

1) посредине дороги;

2) на границе с проезжей частью.

Невнимание ПДД к понятию «трамвайные пути» неоправданно, ибо они могут быть использованы для движения (в соответствии с нормами ПДД).

Очевидно, нам предлагается самим домыслить: трамвайные пути – это участок дороги, предназначенный для движения рельсовых транспортных средств.

Сделаем вывод

Дорога – это часть суши (или искусственное сооружение), предназначенная для движения ТС. В структуру дороги входят несколько элементов (проезжая часть и – по возможности – разделительная полоса, тротуар, обочина, трамвайные пути).

Этот онлайн сервис поможет проложить маршрут ОТ и ДО на машине, а также рассчитает среднее время в пути и ориентировочный расход топлива.

Источник: https://voditeliauto.ru/voditeli-i-gibdd/pdd/ponyatiya/doroga.html

Значение слова ОБОЧИНА. Что такое ОБОЧИНА?

Для чего предназначена обочина дороги

  • ОБО́ЧИНА, -ы, ж. Боковая часть, край (дороги, пути и т. п.). Офицеры шли не в рядах —, а обочиною, с правой стороны дороги. Куприн, Ночлег. Разведчики двинулись по обочине пустынного шоссе. Березко, Мирный город. || Боковая сторона, окраина, край чего-л. На дачу он приехал вечером и пошел со станции обочиной соснового леса, чтоб не идти песчаной дорогой. М. Горький, Жизнь Клима Самгина. По обочинам яра густо росли тополи и вербы. Шолохов, Тихий Дон.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Обо́чина — элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки (ПДД 1.2).Обочина может быть неукреплённой (грунтовой) и укреплённой.Обочина не предназначена для нормального движения механических транспортных средств (ПДД 9.9).Обочина предназначена для:остановки и стоянки транспортных средств (ПДД 12.1);разворота, если его нельзя произвести без заезда на обочину (ПДД 8.8);на очень узких дорогах — для разъезда транспортных средств;при отсутствии тротуаров — для движения пешеходов (ПДД 4.1);при отсутствии велосипедных дорожек — для движения велосипедов и мопедов (если это не создаёт помех пешеходам, иначе велосипеды и мопеды должны двигаться по проезжей части) (ПДД 24.2).

Источник: Википедия

  • ОБО'ЧИНА, ы, ж. Боковая часть дороги. По обочинам дорог скакали ординарцы. Шлхв. || Окраина, край чего-н. Пошел со станции обочиной соснового леса. М. Грькй.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • 1. ru боковая часть дороги2. тропа вдоль дороги3. окраина, край (леса, поля и т. п.)4. скат длинной насыпи, возвышенности5. отвод у простых саней или край тележного кузова

Источник: Викисловарь

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: авиаотряд — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Все ассоциации к слову ОБОЧИНА Все синонимы к слову ОБОЧИНА

Предложения со словом «обочина»

  • Потом внезапно остановился и сорвал с обочины зелёного шоссе цветок, его лепестки сияли алым цветом, таким ярким, словно мужчина держал в руках спичку.
  • Злопыхатели из толпы критиков посрамлены, враги и завистники отброшены на обочину литературной жизни.
  • Потом несколько секунд разглядывала опустевшую обочину тротуара, чувствуя себя одинокой и брошенной.
  • (все предложения)

Цитаты из русской классики со словом «обочина»

  • Пройдя узкую тропинку, мы вышли на лесную дорогу, черную от грязи, всю истоптанную следами копыт и изборожденную колеями, полными воды, в которой отражался пожар вечерней зари. Мы шли обочиной дороги, сплошь покрытой бурыми прошлогодними листьями, еще не высохшими после снега. Кое-где сквозь их мертвую желтизну подымали свои лиловые головки крупные колокольчики «сна» – первого цветка Полесья. Куприн А. И., Олеся, 1898
  • На дачу он приехал вечером и пошел со станции обочиной соснового леса, чтоб не идти песчаной дорогой: недавно по ней провезли в село колокола, глубоко измяв ее людями и лошадьми. В тишине идти было приятно, свечи молодых сосен курились смолистым запахом, в просветах между могучими колоннами векового леса вытянулись по мреющему воздуху красные полосы солнечных лучей, кора сосен блестела, как бронза и парча. Горький Максим, Жизнь Клима Самгина, 1936
  • Офицеры шли не в рядах – вольность, на которую высшее начальство смотрело в походе сквозь пальцы, – а обочиною, с правой стороны дороги. Их белые кителя потемнели от пота на спинах и на плечах. Ротные командиры и адъютанты дремали, сгорбившись и распустив поводья, на своих худых, бракованных лошадях. Каждому хотелось как можно скорее во что бы то ни стало дойти до привала и лечь в тени. Куприн А. И., Ночлег, 1895
  • (все цитаты из русской классики)

Понятия со словом «обочина»

  • Обо́чина — элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки (ПДД 1.2).
  • Укладчик обочин, отсыпщик обочин — это навесное оборудование для укладки сыпучих материалов и асфальтовой массы на край дорожного полотна для формирования обочины с заданными параметрами высоты, ширины и угла наклона.
  • (все понятия)

Источник: https://kartaslov.ru/%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0/%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%87%D0%B8%D0%BD%D0%B0

Обочина дороги определение

Для чего предназначена обочина дороги

Дорога в Калифорнии с обочиной, покрытой гравием

Обо́чина — элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки (ПДД 1.2).

Обочина может быть неукреплённой (грунтовой) и укреплённой.

Обочина не предназначена для нормального движения механических транспортных средств (ПДД 9.9).

Обочина предназначена для:

  • остановки и стоянки транспортных средств (ПДД 12.1);
  • разворота, если его нельзя произвести без заезда на обочину (ПДД 8.8);
  • на очень узких дорогах — для разъезда транспортных средств;
  • при отсутствии тротуаров — для движения пешеходов (ПДД 4.1);
  • при отсутствии велосипедных дорожек — для движения велосипедов и мопедов (только в случае невозможности движения по правому краю проезжей части) (ПДД 24.2).

См. также

  • s:Правила дорожного движения Российской Федерации
  • ГОСТ Р 52399—2005. Геометрические элементы автомобильных дорог
Это заготовка статьи об автомобильной дороге. Вы можете помочь проекту, дополнив её.
В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.Эта отметка установлена 7 июня 2021 года.

Итак, основополагающее понятие для Правил дорожного движения — это дорога. И обочина является ее прилегающей, то есть, составной частью. Так что ответить на данный вопрос стоит утвердительно. Однако как все это обстоит в деталях?

Что такое обочина согласно ПДД?

Разбираясь с вопросом, являются ли тротуары и обочины частью дороги, необходимо понять, что согласно ПДД, понятие «дорога» и «проезжая часть» несколько разнятся. Проезжая часть — это территория, по которой возможно движение автотранспорта. Однако дорога — это целая совокупность, в которую могут входить самые разные элементы.

Согласно п. 1.2 ПДД, обочина является краем дороги, который должен в любом случае быть с ней в единой плоскости. Этот элемент находится непосредственно рядом с проезжей частью, однако отделения при использовании бордюров, газонов, здесь быть не должно. Если говорить о трассах, которые располагаются за городом, могут быть вариации покрытия.

Так, речь может идти о траве или песке. Также это может быть грунт или щебень. Отвечая на вопрос, является ли обочина проезжей частью, можно отметить, что здесь можно высадить пассажиров или остановить автомобиль на отдых, если нет запрещающих знаков.

Также здесь в рамках определенных условий могут перемещаться пешеходы или проезжать велосипедисты.

Так, если нет тротуара, тогда по ней может идти пешеход Если есть проблемы с движением по правой стороне трассы, на ней может оказаться мопед. А если нет велосипедной дорожки, может проехать и велосипедист.

В связи с этим на вопрос, является ли обочина проезжей частью дороги, ответ может показаться сложным. Тем более, что в городе обочины может и не быть — если есть краевая полоса, которая заканчивает проезжую часть.

Дальнейшим элементом становится бордюр, который разделяет территории пеших людей и транспорта.

Особенности данного элемента

На практике у обочины нет каких-либо составных частей. Если говорить о магистралях, она обычно выполняется из того же материала, что и проезжая часть. Тогда ее отделяет разметка. Это может быть как прерывистая линия, так и сплошная. Также нет никаких указаний по ее ширине.

Как правило, за городом обочина выделяется сразу. Ее видно визуально за счет другого типа покрытия. Это может быть грунт или щебень, смесь стройматериалов.

Обочину нельзя назвать главным элементом дороги, так как в основе всегда лежит сама проезжая часть, по которой движется транспорт. В принципе, обочины может и не быть. В идеале движение пешеходов обеспечивается тротуаром, и обочина идет в ход тогда, когда тротуара нет. Так что порой она возникает стихийно, как и сами дороги. Людям просто нужно где-то проходить.

Если имеется разметка, это большой плюс, так как она обеспечивает определенную безопасность пешеходам. Особенно она важна там, где дорога сильно нагружена. Если разметки нет, водитель должен определять пространство визуально.

Итак, является ли обочина частью дороги или проезжей частью?

В качестве итога нужно сказать, что обочина — это закономерная часть дороги. А п. 12.1 ПДД позволяет использовать ее для стоянки или остановки. Также согласно п. 8.8, она может применяться для разворота, согласно п. 24.

2 — для велосипедов или мопедов. А по п. 4.1 по ней разрешается ходить пешеходам. Однако проезжей частью она не является и быть не может. Ведь она не относится к тем участкам, по которым могут ездить транспортные средства.

И вообще, она не может считаться обязательным элементом.

Прочитать позжеВ избранноеВ коллекциюПожаловаться

Источник: https://prioritetspb.ru/2021/12/obochina-dorogi-opredelenie/

Проезжая часть и полоса движения – ПДД

Для чего предназначена обочина дороги

«Проезжая часть» — элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.

«Полоса движения» — любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.

На первый взгляд достаточно простые термины, но тем не менее есть вопросы, которые вызывают долгие споры.

Полоса проезжей части

Из определений «дорога» и «проезжая часть» — «полоса движения» является третьим по вложенности элементом дороги.

Основной элемент — дорога, включает в себя проезжую часть, а элемент проезжей части — это полоса движения. Исходя из этих терминов существование полосы движения невозможно без дороги. Долгое время существовал спор о наличии проезжих частей во дворах и на других прилегающих территориях.

Вопрос этот закрыт Решением Верховного суда РФ по делу № АКПИ12-205 от 17 апреля 2012 года с рассмотрением противоречий Правил дорожного движения РФ и конвенции о дорожном движении. В частности данное решение содержит, что элементы улично-дорожной сети могут располагаться на прилегающих территориях.

на прилегающих территориях могут располагаться элементы улично-дорожной сети (проезжая часть, тротуар и прочее), совокупность которых представляет собой дорогу согласно определению термина «дорога» в пункте 1.2 Правил

С одной стороны это выходит за строгие рамки описанных элементов по тексту, с другой стороны входит в логические рамки.

Прилегающие территории предназначены в том числе и для движения транспорта, там же происходят дорожно-транспортные происшествия и движение регулируется этими же правилами.

В конфликт вступают нормативные документы по строительству дорог, а следом и средства организации дорожного движения. Иногда невозможно визуально отличить дорогу и прилегающую территорию без выяснения за кем определен конкретный участок земли.

На прилегающих территориях не строят дороги, как линейные строительные объекты, но отдельные элементы могут образовать дорогу в контексте Правил дорожного движения. За организацию движения на прилегающей территории отвечают иные ведомства, которые занимаются движением на улично-дорожной сети.

Возвращаясь к полосам движения их также зачастую невозможно разметить по нормативным документам (например обеспечить ширину в 3 метра, обозначать соответствующими знаками пересечения и так далее. Но опять же в контексте терминов ПДД полосы движения есть и на прилегающих территориях.

Обозначенная или не обозначенная разметкой

Из абзаца выше, по нормативным документам возможно обозначить только полосы на соответственно «нормативных» дорогах. Средства организации дорожного движения на прилегающих территориях также могут применяться, но в зависимости от ситуаций требования их могут отличаться.

Например, часто можно увидеть на заправках и парковках знак 5.5. «Одностороннее движение», но так как «нормативной» дороги нет, то и двигаться по одностороннему движению с нарушением тут не получится.

На этой же парковке с противоположной стороны висит «Кирпич» — он уже не привязан к дороге, и за нарушение этого знака выпишут правомерный штраф.

На парковка часто можно встретить разметку узких полос и никто не будет выписывать штраф за нарушение такой разметки и выезды на встречку за пересечение сплошной линии. Предписывающие знаки и знаки приоритета необходимо выполнять. И так далее, случаев много.

Продольная полоса

И даже в «продольности» полосы возникают споры. Есть продольная полоса в профиле «нормативной» дороги, а есть продольная полоса по направлению дороги.

Продольная полоса

Тут следует посмотреть от противного и представить не продольную полосу — вариант подходящий для ПДД станет очевидным.

Профиль проезжей части с продольной полосойПродольная полоса  проезжей части

Вполне подходит к определению, полоса идет вдоль поверхности проезжей части. Это выглядит нелепо, до тех пор пока физически ширина дороги не изменяется. При сужении дороги кто то допускает такое расположение полосы движения поперек проезжей части.

Сужение дороги

Ширина полосы движения

«Имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.»

Тут спор вызывает некий вывод о запрете движения двух автомобилей в одной полосе. Такой вывод не имеет оснований. Термин определяет полосу движения.

И если ширина достаточна для движения автомобилей в один рад — это полоса движения, если недостаточно — это не полоса движения. В различных условиях количество полос может изменятся при сохранении ширины.

Основа выбора количества полос  — это соблюдение безопасного интервала между транспортными средствами.

Пример увеличения количества полос при сохранении исходной ширины в проекте probok.net:

Добавление полосы движения за счет сужения других полос

Источник: https://ruspdd.ru/commentpdd/372-1-2-terminy-pdd-proezzhaya-chast-i-polosa-dvizheniya/

Одн 218.3.039-2003 укрепление обочин автомобильных дорог (взамен всн 39-79), одн от 23 мая 2003 года №218.3.039-2003

Для чего предназначена обочина дороги

ОДН 218.3.039-2003

ОДН 218.3.039-2003.Укрепление обочин автомобильных дорог разработаны взамен ВСН39-79 “Технические указания по укреплению обочин автомобильныхдорог”.

Настоящие нормыпредназначены для выбора материалов и конструкций укрепленияобочин.

Они учитывают положения действующих нормативных документовпо проектированию, строительству и ремонту автомобильных дорог,организации и обеспечению на них безопасности движения.

Документ разработан в ГП”Росдорнии” канд. техн. наук Ю.Р.Перковым, инж. А.П.Фоминым.

УТВЕРЖДЕНЫ распоряжениемМинтранса России от 23.05.2003 г. N ОС-461-р

1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящие Нормыразвивают положения СНиП2.05.02-85, СНиП3.06.03-85 и “Технических правил ремонта и содержанияавтомобильных дорог общего пользования”.

1.2. Нормыраспространяются на автомобильные дороги общего пользования I-Vкатегорий. Они предназначены для выбора конструкций укрепленияобочин, материалов и технологии производства работ на строящихся,реконструируемых и эксплуатируемых автомобильных дорогах.

1.3. Укрепление обочинвыполняют для повышения скорости пропускной способностиавтомобильных дорог, удобства и безопасности движения.

Внеблагоприятных грунтово-гидрологических условиях укреплениемобочин защищают земляное полотно от проникновения поверхностныхвод, предохраняют проезжую часть дороги от разрушения изагрязнения.

Укреплением обочинобеспечивают более полный перенос снега в зимний период, облегчаютсодержание дороги, а также организацию движения при проведении напроезжей части ремонтных работ.

1.4.

По своему назначениюобочины по ширине разделяются на:

-краевую укрепительную полосу, служащую упором для дорожной одеждыпроезжей части дороги, устраиваемую, как правило, совместно спроезжей частью при строительстве (реконструкции) дороги илисамостоятельно на обочинах и разделительных полосах при ееремонте;

-остановочную полосу, предназначенную для вынужденной остановкиавтомобилей. К ней относятся также специально устраиваемые наобочине или выносном участке для этой же цели остановочныеплощадки;

-прибровочную полосу шириной 0,5 м (0,75 м при наличии оградительныхустройств), служащую переходной зоной от обочины к откосу.

1.5. При назначенииконструкций укрепления обочин, технологии производства работ,наряду с положениями настоящих ОДН, следует учитывать региональныеособенности в части климатических условий и обеспеченности местнымиматериалами.

2.ТРЕБОВАНИЯ К УКРЕПЛЕНИЮ ОБОЧИН

2.1. Конструкцияукрепления и используемые материалы должны обеспечивать заезд наобочину транспортных средств с расчетной нагрузкой, скоростью иповторностью наезда без возникновения деформаций, превышающих повеличине и характеру допустимые действующими “Техническимиправилами ремонта и содержания автомобильных дорог общегопользования”.

2.2. Параметры,конструкции укрепления обочин назначаются с учетом влиянияпогодно-климатических факторов на состояние поверхности дороги ибезопасность движения.

При этом особое значениеимеет продолжительность зимнего и переходных (осеннего и весеннего)периодов, когда укрепленные обочины работают наиболее эффективно. Всоответствии с этим территория России разделяется на следующие зоны(рис.

1):

-Зона I с расчетным зимним периодом продолжительностью 125 дней вгоду и более.

Эта зона состоит из двух подзон:

подзона IA -продолжительность зимнего периода составляет 180-260, а переходныхпериодов 20-60 дней; подзона IБ -продолжительность зимнего периодасоставляет 140-180, а переходных периодов 60-100 дней.

-Зона II с расчетными переходными периодами продолжительностью от 14до 110 дней и зимним периодом менее 125 дней в году.

-Зона Г – горные районы.

Рис.1.Карта районирования территории России по условиям движения

Рис.1. Карта районирования территории России по условиямдвижения

2.3. В случаезначительного влияния на состояние грунтов рабочего слоя земляногополотна поверхностных вод одновременно с укреплением обочинпринимают меры по его гидрозащите от поверхностных вод.

2.4. Краевыеукрепительные и остановочные полосы не предназначены длясистематического движения транспортных средств. Их отделяют отпроезжей части дороги сплошной линией разметки за исключениемспециальных площадок для остановки автомобилей, где устраиваетсяпрерывистая разметка.

2.5. Укрепление обочин впервую очередь выполняют на наиболее сложных участках.

Кним относятся:

-участки с интенсивностью движения выше указанной в СНиП2.05.02-85;

-участки в сложных грунтово-гидрологических условиях;

-населенные пункты;

-подходы к местам пересечений и примыканий дорог в одном уровне;

-участки дорог с необеспеченной видимостью;

-кривые минимального радиуса и меньше минимальных в плане,максимальные продольные уклоны согласно СНиП2.05.02-85;

-съезды и въезды пересечений и примыканий дорог в разных уровнях иподходы к ним;

-снегозаносимые участки;

-ветроопасные и туманоопасные участки.

2.6. Отметка поверхностиукрепленной обочины, не отделенной от проезжей части бордюром(бордюр устраивается, как правило, в пределах населенных пунктовгородского типа и участков размещения пунктов сервиса), не должнабыть ниже уровня проезжей части более чем на 4 см. Возвышениеобочины над проезжей частью при отсутствии бордюра недопускается.

2.7. Покрытие краевойукрепительной полосы должно иметь коэффициент сцепления не менеекоэффициента сцепления для проезжей части дороги.

2.8. Ровность покрытиякраевой укрепительной полосы должна соответствовать требованиямтабл.2.1.

Таблица 2.1

Группа дорог иулиц по их транспортно-эксплуатационным характеристикамСостояниепокрытия по ровностиДопустимыепредельные повреждения на 1000 мпокрытия не более, м
Показательровности по прибору ПКРС-2, см/км, не болееЧисло просветовпод 3-метровой рейкой, %, не более
Автомобильные дороги синтенсивностью движения более 3000 авт./cyт66070,3 (1,5)
То же, 1000-3000 авт./cyт86091,5 (3,5)
То же, менее 1000 авт./cyт1200112,5 (7)

Примечания: 1. Числопросветов подсчитывают по значениям, превышающим указанные вСНиП3.06.03-85.

2. В скобках данызначения для весеннего периода.

Предельные размерыотдельных повреждений покрытия краевой укрепительной полосы недолжны превышать по длине 15 см, ширине – 60 см и глубине 5 см приих суммарной площади на дорогах с интенсивностью движения потабл.2.1, соответственно 5 м, 7 м и 10 м на площадь 1000 м.

2.9. Ширину краевойукрепительной полосы строящихся, реконструируемых и эксплуатируемыхдорог I-II категорий принимают равной, как правило, 0,75 м, Ill-IVкатегорий – 0,5 м.

Краевая укрепительнаяполоса для дорог V категории назначается только в случаесоответствующего технико-экономического обоснования с учетом п.1.5и шириной не более 0,5 м.

Ширину укрепляемойостановочной полосы определяют как разницу между общей ширинойобочины и суммой ширин краевой укрепительной и прибровочной полос сучетом п.1.4.

2.10. Притехнико-экономическом обосновании допускается увеличение шириныукрепления обочины по типу краевой укрепительной полосы к значениямСНиП2.05.

02-85 в условиях значительного влиянияпогодно-климатических факторов на характер, вероятность ипродолжительность неблагоприятного состояния поверхности дороги иусловий движения с учетом опыта эксплуатации. Для зоны I (см.п.2.

2) могут быть использованы данные табл.2.2 с учетом указанных втаблице типов укрепления остановочной полосы для дорог III-IVкатегорий.

Таблица2.2

Материалукрепления остановочных полосДополнительное увеличение ширины укрепления по типу краевыхукрепительных полос на участках
прямыхс радиусомкривых* в плане

Источник: http://docs.cntd.ru/document/464647090

Всего 5, но важных элементов автомобильной дороги

Для чего предназначена обочина дороги

Элементарные правила дорожного движения содержат большой перечень необходимых понятий. Терминология достаточно понятна и структурирована в алфавитном порядке. Однако некоторые элементы дороги следует рассматривать неразрывно, как единое целое. Таким образом сложится целостная картина и сохранится целостность понятий.

Главные элементы автомобильной дороги

Согласно законодательству, формулировка «дорога» четко регламентирована и является основным элементом дорожного движения.

Сюда входит одна или несколько проезжих частей, а также различного вида разметки, тротуар, мост, обочина, трамвайные рельсы.

Дорога по пдд это специально отстроенный или адаптированный участок земли для перемещения транспортных средств. Под это определение попадает не только поверхность, которую обустроили и снабдили нужной инфраструктурой для передвижения машин, а также загородная или искусственно организованная (мосты, туннели).

Не стоит забывать, что дорогу могли организовать временно — она предназначена для недолгого использования (в течение сезона). Это может быть специально проделанная полоса специализированным автомобилем или другими транспортом по снегу или по бездорожью. В другое время года автомобили здесь ездить не будут, но в данный момент это считается дорогой.

Во второй части определения собраны основные элементы дорожного движения:

  1. Проезжая зона.
  2. Обочина.
  3. Тротуары.
  4. Разделительная полоса.
  5. Трамвайные линии.

Ширина проезжей зоны в ПДД

Проезжий отрезок может быть один или поделен на несколько полос. В большинстве случаев дорога делится на два участка. Но иногда может быть четыре. По одной части дороги разрешается ехать машинам только в один ряд.

Полоса движения, по правилам ДД, это продольный участок шириной от 2,75 м и до 4 м проезжей части. Она выделена под нерельсовый транспорт и может быть разграничена разметкой.

Ширина установлена нормами СНиП и зависит от категории самой дороги. За пределами населенных пунктов этот показатель составляет:

  • I и II категория – от 3,75 м;
  • III категория – 3,5м;
  • IV категория – 3м.

Если разграничений нет, автолюбитель самостоятельно решает, сколько полос перемещения на проезжем участке. Определить это можно исходя из габаритов авто, безопасной дистанции между машинами, а также общей ширины трассы. Для автомобилей, которые едут навстречу, отводится полоса слева.

Автомагистраль

Автомагистраль – полотно, по которому допускается передвижение машин на больших скоростях. Для проезда в одну сторону обычно не менее двух полос. На трассе отмечена знаком 5.1.

Обязательным компонентом автомагистрали является разделительная полоса, поскольку обеспечивает безопасность движения на скоростной дороге. Специальная конструкция разграничивает встречные потоки, поэтому заезд на встречку осуществить невозможно.

Пешеходная дорожка

Пешеходная полоса предназначена только для передвижения прохожих. В этом месте устанавливают специальный знак «4.5». Автомобили не могут здесь совершать остановки, стоянки, заезжать сюда категорически запрещено. Водителям следует отличать это понятие с пешеходным переходом, который отмечают знаком и маркировкой «зебра».

Пешеходный переход

Является компонентом проезжей зоны. Его можно заметить благодаря специальным знакам, полосам разметки или светофора. Если «зебра» не нарисована, его ширина определяется по расстоянию между установленными знаками.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.