< Следователь и прокурор в чем разница - Юрист

+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Следователь и прокурор в чем разница

Содержание

«Если дело возбуждено, закрывать его уже невыгодно». Бывший прокурор рассказывает о надзоре за следствием

Следователь и прокурор в чем разница

Суть нашей работы такова, что прокурор проверяет законность действий. И если в регионе много историй попадают в прессу, это говорит не о том, что все плохо, а что работают все органы — не только на выявление преступлений, но и на противодействие преступлениям в правоохранительных органах.

Объем работы огромный, если кратко, то это надзор за возбуждениями уголовных дел, за отказами в возбуждении и ходом следствия, то есть за сроками [проведения следственных действий].

В Сибири я в шесть часов вставал и в шесть уходил с работы, а в Московской области постоянно до одиннадцати сидел и в выходные радовался, что могу поспать подольше перед тем, как пойду на работу.

Это отчеты, проверки административно задержанных — [для этого] надо в милицию ездить. Днем я обычно решал насущные задачи, а вечером уже проверял уголовные дела.

Прокурорам поступает много жалоб на незаконное преследование, на милицейский беспредел. Надо проверять, обоснованы они, или нет, запрашивать дела.

Но здесь вопрос статистики: если, например, в прошлом году мы удовлетворили семь жалоб, [в этом году] можно сделать небольшой прирост. Но если [прирост] будет большой — с нас спросят, куда мы смотрели и почему допустили нарушение.

И прокурора [района] поднимут на совещании, где все областные прокуроры и начальники отделов собираются и слушают отчеты.

Политика здесь такая: удовлетворенные жалобы означают отсутствие надзора. Если полицейские кого-то избили, значит, профилактика не проводилась, мы должны были представления вносить и требования. Почему-то все спрашивают с прокуратуры.

Иногда жалобы приходится удовлетворять. Вот, допустим, человек через год пожаловался на отказ в возбуждении дела — нельзя же написать, что я вчера, перед жалобой, его отменил, пишешь — ваша жалоба удовлетворена, постановление отменено.

Как проверяют отказ в возбуждении дела

А так — поступает, допустим, постановление об отказе в возбуждении дела, мы смотрим материалы, а там неполная проверка. Нужно провести еще какие-то действия и тогда уже можно будет говорить, что проверка проведена в полном объеме и оснований для возбуждения дела нет.

Или они есть. Но ведь бывает, что надо опросить свидетеля, а его просто нет. Все же ограничены по срокам [проверки], бывает, что по несколько раз решения отменяется по таким основаниям. Бывает, что [следователи] просто не успевают провести проверку из-за большого объема работы.

У прокуратуры есть еще такой показатель — выявление укрытых преступлений. И вот отказ в возбуждении дела — один из способов их укрыть.

Тогда мы смотрим основания для отказа и проводим встречную проверку: обзваниваем людей или вызываем их к себе и проверяем, действительно ли они говорили, что написано [в отказе]. Бывает, человек говорит, что его попросили так сказать. Это вопиющие случаи, но они имеют место.

Тогда прокуратура выносит требование возбудить уголовное дело, но следствие его может и не выполнить, и придется это решение обжаловать у их руководства.

Вообще следователи могут лениться, нет инициативы из-за маленькой зарплаты, в каждом случае это индивидуально. Ну почему вот это дело расследуется плохо, а это — хорошо? У полицейского [следователя] часто стоит задача — закрыть квартал, какой-то отчетный период.

Вот у них какие-то дела уходят, они ими занимаются, а долгоиграющие перекидывают на следующий месяц. При этом в УПК же есть статья 6.1 — разумный срок уголовного судопроизводства.

В Европейский суд по правам человека пошли иски из-за нарушения этих разумных сроков, и после этого по ведомствам пошло: вносите требования по этой статье.

Коррупцию мы не выявляем, у нас нет оперативных подразделений, этим занимается их внутренняя служба собственной безопасности.

Если и кажется по документам, что может быть какая-то коррупционная составляющая, то… Ну, там сидят люди с высшим юридическим образованием, голословно человека обвинять в коррупции некорректно — ты его не поймал за руку.

Но можно написать представление или информационное письмо, связаться с МВД, сказать что есть проблема. Но это уже на уровне прокурора района минимум решается.

«Все будут работать, чтобы был обвинительный приговор»

Со следователями мы лично контактируем. Они заходят, на какие-то вопросы отвечают, чтобы нам не писать бумагу, или хотя бы для себя — разобраться. Указания им можно давать и карандашом на постановлениях.

Это экономит время, вот представьте: прокурору принесли сто материалов, допустим, все — незаконные. Он садится их печатать и теряется на сутки минимум, а если на половине быстро карандашом раскидать: здесь доделайте, тут, то сильно быстрее получается.

Но тут страдает статистика, прокурор уже не сможет написать, что отменил сто постановлений — получается, немного жертвует карьерой ради продуктивности.

Если дело возбуждено, то закрывать его уже никому не выгодно — все будут бороться, даже если есть основания для прекращения. Система правосудия такова, что если нет состава [преступления], то все равно не надо прекращать дело.

Думаю, это такая политика: вот человека преследовали, может, даже посадили в СИЗО, а потом общественные защитники скажут, что он просто так сидел.

И пока есть силы и возможности, все будут работать, чтобы был обвинительный приговор.

Потому что оправдание будет значить, что не было прокурорского надзора: спросят, куда вы смотрели, товарищи? Возбуждения ведь проходят через прокуратуру, она же в суде представляет обвинение.

Если следователь прекратил дело за отсутствием состава преступления, его же и накажут — столько проверок будет, даже по его линии: почему человека преследовал, почему не сделал нужные выводы в самом начале? На такие вопросы и не ответишь. Принципиально надо найти виноватого. У МВД и СК это будет следователь, у прокуратуры — прокурор из-за отсутствия надзора.

Хотя вообще в идеале дела и возбуждаются, чтобы установить все обстоятельства и прийти к обоснованному решению, прекращать их или нет.

Уголовно-процессуальный кодекс вообще написан шикарно, но закончить все дела в соответствии с ним невозможно. Понятно, что они обычно более или менее приведены в порядок, но чтобы полностью — я таких дел не знаю.

Вот протокол допроса должен быть: вопрос-ответ, вопрос-ответ, а у нас все допросы идут сплошным текстом, и это плохо.

Я уже как адвокат прихожу к следователю, он такой [говорит моему подзащитному] — рассказывайте.

Я говорю: мы не будем, вы задавайте вопросы, и наше право потом — обжаловать, может у вас вопросы наводящие будут или у вас обвинительный уклон, а вы же должны устанавливать обстоятельства, не обвинять. В этом плане, наверное, ФСБ лучше всех работает, у них четко: вопрос-ответ и вопросы продуманные.

За ФСБ редко надзирать приходится, как правило, этим занимается прокуратура субъекта [федерации], там у них есть отделы по надзору за спецслужбой с соответствующим доступом к секретности.

Карьера прокурора

Какое подразделение лучше — это индивидуально, платят одинаково. Гособвинение завязано с судом — до скольки суд работает, столько они и работают. А надзор — сколько жалоб тебе пришло, столько ты и разгребай.

Карьерный рост — вообще провокационный вопрос, даже для анонимного разговора. Думаю, если посмотреть родственные и другие связи прокуроров районов, то все станет понятно. Бывает, в прокуратуре сын генерала карьеру делает, бывает, кто-то по объявлению пришел.

В остальном это еще и вопрос команды, насколько я знаю, если меняется прокурор области, то его люди становятся прокурорами районов, а те, кто был на их местах, уходят в аппарат и теряют реальную власть, занимаются статистикой. Это было бы хорошо на начальном уровне: уйти в аппарат и там карьеру делать.

А [уходить туда] с должности прокурора района — уже нет.

Про взятки тоже надо спрашивать минимум у прокуроров района. Я свечку не держал, наверное, какие-то вопросы решаются, но это на уровне предположений.

Хотя из моих коллег я единственный на работу пешком ходил. На прокурора района есть смысл выходить, он скажет [подчиненным], и никто спрашивать не будет.

А на помощника прокурора же и могут доложить, та же милиция скажет, что с ним что-то не так.

«У Следственного комитета все совсем безобразно»

Сейчас, со стороны, кажется, что беспредела намного больше, что он везде. Когда я работал в прокуратуре, казалось — ну, у нас почти все законно, сейчас подравняем. Но там ты не сталкиваешься с людьми, тебе приходят бумаги, ты бумаги и оцениваешь, тебе люди не говорят, в какую ситуацию они попали и что претерпели от полиции и Следственного комитета.

Надзор еще иногда участвует в заседаниях по мере пресечения. И я ходил, и, бывало, выступал против ареста, которого требовал следователь. В Сибири еще судья был классный — и профессионал, и как мужик рассуждал правильно.

В Москве же на процессе прокурор бубнит «считаю обоснованным, бу-бу-бу», и я тоже такой тактики изначально придерживался. А тот судья спрашивал — а чем обосновано-то все это? Вы хоть обоснуйте, говорил, поддержите. И это приятно, так сам процесс правильно построен.

Даже арестант понимает — прокуратура не просто мямлит, а что-то обосновывает.

Иногда кажется, что в полиции уровень профессионализма выше, чем у СК, эти вообще наобум дела загоняют, очень много беспредела, на них и жаловаться сложнее — у них меньше статистики, которую им прокуратура может подпортить. Хотя, насколько я знаю, в одной из прокуратур в Московской области был такой конфликт, что даже заместителя прокурора не пускали в комитет, приходилось из областной прокуратуры приезжать и разбираться.

Как адвокат уже могу сказать, что у Следственного комитета все совсем безобразно. Ведь если человека осудили и все грамотно сделали, даже если он вину не признает, в душе-то он понимает — все доказали и деваться некуда.

А если по беспределу посадили, человек не понимает, за что. Комитет вообще сильно изменился после выделения из прокуратуры. Раньше на совещаниях как было: надзор свободен, следствие — останьтесь.

Был большой коллектив, много направлений, и не хотелось за одно из них краснеть. А теперь там начальник помогает своим.

Источник: https://zona.media/article/2021/07/30/prosecutor

Разница между полицией и прокуратурой

Следователь и прокурор в чем разница

› Советы для граждан

23.09.2021

В государстве Российская Федерация реализуется принцип разделения властей, и есть много служб, выполняющих сходные функции.

Полиция и прокуратура — правоохранительные органы, обеспечивающие законность и правопорядок, следящие за соблюдением фундаментальных прав и свобод.

Несмотря на смежные задачи, важно понимать, чем прокуратура отличается от полиции, чтобы знать, куда обращаться при нарушении прав или преступном посягательстве.

Что такое прокуратура

Прокуратура обладает правом законодательной инициативы.

В России прокуратуру впервые учредил Петр I.

Прокуратура — это централизованная система органов, функция которых — осуществление надзора за тем, чтобы госорганы, должностные лица и другие субъекты не нарушали законы.

Она является военизированной структурой и обладает правом законодательной инициативы. Прокуроры могут реагировать на несоблюдение закона самостоятельно или на основании обращения к ним.

Возглавляет эту структуру Генеральный прокурор Российской Федерации. Его назначает Совет Федерации по рекомендации Президента РФ. Нормативной базой ее функционирования является Конституция и Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»

Что такое полиция

Полиция, в отличие от прокураторы, не инициирует законы, а следит за их исполнением.

Полиция — это организация, входящая в систему инстанций и структур МВД РФ. Издревле похожие задачи выполнял разбойный приказ, который был создан в XVI в. Основные функции — борьба с преступностью и обеспечение безопасности в обществе. Была образована из милиции в результате реформы 2011 г.

Полицейские расследуют большинство уголовных дел: кражу, разбой, изнасилование, хулиганство и т.д. Ее деятельность регулируется Федеральным законом «О Полиции» № 3-ФЗ от 07 февраля 2011 г. Представителями полиции являются, в том числе оперуполномоченные и участковые.

У этих органов много общего, так как они способствуют нормальному функционированию общества и уменьшению преступлений и нарушений прав, а основные отличия содержатся в их принадлежности к разным ветвям власти и полномочиях.

Характер деятельности

Полиция входит в систему органов исполнительной власти и подчинена Министерству внутренних дел РФ и Президенту. Прокуратура, согласно Конституции, не относится ни к одной из ветвей государственной власти, поэтому может проводить проверки остальных структур и пресекать нарушения закона.

Так, прокурор может отреагировать на неправомерные действия полицейского. Прокуратура не возбуждает уголовные дела и не занимается их расследованием, но передает материалы в полномочный орган и поддерживает обвинение.

Задачи организаций

В обязанности всех правоохранительных органов входит обеспечение социального спокойствия и безопасности населения.

Функции и направления деятельности прокуратуры:

  • проверка соблюдения законов органами государственной власти и должностными лицами;  Прокурор обязан присутствовать на судах.
  • контроль за следствием и дознанием;
  • возбуждение дел об административных правонарушениях;
  • контроль за действиями судебных приставов;
  • надзор за учреждениями, исполняющими наказания;
  • участие в уголовных делах в качестве государственного обвинителя;
  • участие в гражданских разбирательствах от имени группы лиц или по отдельным категориям дел;
  • координация работы правоохранительных органов;
  • международная кооперация и т.д.

Задачами полиции являются: 

Полиция делится на криминальную и общественной
безопасности.

  • защита жизни и здоровья населения;
  • охрана правопорядка;
  • обеспечение безопасности дорожного движения;
  • охрана прав собственности;
  • контроль за оборотом наркотиков;
  • исполнение административных наказаний;
  • контроль за оборотом оружия;
  • экспертная деятельность;
  • пресечение незаконной миграции;
  • борьба с коррупцией;
  • противодействие экстремистской деятельности;
  • борьба с преступными группировками;
  • рассмотрение заявлений граждан о преступных посягательствах;
  • уголовный розыск и др.

Взаимодействие с судебной властью

Только суды могут осуществлять правосудие, судебная власть независима, поэтому с ней можно только взаимодействовать, но не оказывать влияние.

Сотрудник полиции проводит оперативно-розыскные мероприятия (опросы, контрольные закупки), а после возбуждения уголовного дела занимается предварительным расследованием, чтобы собрать доказательства по делу.

Прокурор может выступать стороной в судебном разбирательстве, давать заключения по вопросам, подавать представления на судебные решения.

Например, прокурор может быть процессуальным истцом в гражданском процессе в делах о выселении, защите материнства и детства, социальной защите и т.д.

Таким образом, полиция — структура исполнительной власти, а прокуратура — независимая система органов надзора и контроля за компаниями и гражданами, законностью в социуме. Обе службы являются правоохранительными, но прокуратура занимается более тяжкими преступлениями и нарушениями закона.

Разница между полицией и прокуратурой Ссылка на основную публикацию

Источник: https://policii.net/sovety/raznitsa-mezhdu-politsiej-i-prokuraturoj

Чем отличается прокурор от следователя

Следователь и прокурор в чем разница

В уголовном судопроизводстве определенные функции выполняют прокурор и следователь. Эти участники процесса связаны между собой различными правоотношениями. От результатов взаимодействия названных должностных лиц во многом зависит соблюдение законности при раскрытии преступлений и установлении справедливости.

Отличие прокурора от следователя заключается в самой сущности их деятельности и в том, какими полномочиями наделен каждый из них.

При этом важно отметить, что нормы, управляющие правовым положением упомянутых представителей, постоянно корректируются и совершенствуются.

Так, законы, принятые в 2007 году и позднее, содержат существенные изменения относительно предыдущих правил, касающихся этих вопросов.

Новые положения предусматривают ограничение некоторых полномочий прокурора. Например, тех, что касаются возбуждения уголовных дел. Вместе с тем полномочия следователя в последних принятых законах были дополнены. К примеру, он приобрел возможность обжаловать те или иные решения руководителя следственного подразделения.

Несмотря на введенные ограничения, прокурор является важнейшей фигурой, участвующей в уголовно-процессуальной деятельности. На этапе предварительного следствия он обязан контролировать неукоснительное соблюдение соответствующих норм закона. Прокурор в обозначенных случаях утверждает решения следователя или отменяет выдвинутые последним необоснованные постановления.

Помимо выполнения надзорной функции, это ответственное лицо принимает участие в рассмотрении актуальных вопросов, связанных с санкционированием обыска, проведением судебно-медицинских экспертиз, отстранением подозреваемого от должности и прочих. Прокурор выступает гарантом сохранения прав у субъектов, пострадавших от преступления, и следит за обеспечением их законных интересов.

На судебной стадии лицо с упомянутым юридическим статусом поддерживает обвинение в соответствии с предусмотренными требованиями. Прокурор (в противоположность адвокату, представляющему защиту) излагает обоснованные доводы, играющие не в пользу предполагаемого правонарушителя.

Что касается следователя, то он несет ответственность за раскрытие преступлений и поиск виновных в их совершении.

Находящийся на этой должности уполномочен вызывать требуемых лиц для допроса, заниматься осмотрами и обысками, запрашивать необходимые документы у простых граждан и представителей учреждений и т. д.

Следователь также дает поручения, связанные с оперативно-розыскными мероприятиями, органу дознания.

Указанное лицо наделено процессуальной независимостью, что является непременным условием выполнения его профессиональных обязанностей. Иными словами, следователь самостоятельно, по внутреннему убеждению принимает важные решения по делу, за исключением тех случаев, когда требуется получение согласия от прокурора или необходимо постановление суда.

Источник:

Дознаватель и следователь — в чем разница

Даже студенты юридических вузов в начале своего обучения не всегда могут объяснить разницу между дознавателем и следователем. В юриспруденции существует множество различных терминов, которые им необходимо не только знать, но и понимать их значение.

Часто такие термины бывают схожими по звучанию или по смысловой составляющей, что провоцирует путаницу, и человек легко теряется, и даже неправильно оперирует понятиями.

Одна из наиболее часто встречающихся ошибок, не только у будущих юристов, но и у большинства людей — это неправильное использование таких терминов как «следователь» и «дознаватель».

Все это происходит от того, что мы просто не вникаем в тонкости юридической науки и мало знаем об этих должностях. А ведь такие знания вполне могут пригодиться в жизни среднестатистическому гражданину.

Характеристика профессий следователя и дознавателя

Так кто эти люди, чем они занимаются? Какие функции являются основополагающими в их профессиональной деятельности и где они вообще трудятся? Работают они вместе или отдельно? Вопросов множество, попытаемся найти на них ответы.

Дознаватель — это должность. Подчиняется дознаватель органам дознания и работает непосредственно в таких органах. Практически все дознаватели являются сотрудниками Министерства внутренних дел, а если сказать просто, они — сотрудники полиции.

Как правило, дознаватели занимаются межуголовными делами, то есть такими, что не несут особой опасности для общества, а также в их ведении находятся административные дела

А вот следователь, в отличие от дознавателя, работает либо в органах прокуратуры, либо в следственном комитете, поскольку он — сотрудник правоохраны. Среди его непосредственных обязанностей — ведение предварительных следствий по уже возбужденным делам.

Полномочия следователя довольно обширны, по сравнению с полномочиями дознавателя. Среди таковых следует выделить:

  • право на возбуждение уголовных дел;
  • принятие уголовного дела в производство и дальнейшее его ведение;
  • осуществление мероприятий, необходимых в процессе следствия;
  • создание для дознавателей особых поручений, которые те обязаны принять к исполнению.

Что общего между дознавателем и следователем?

Учитывая вышеизложенное, можно ошибочно полагать, что дознаватель стоит ступенью ниже следователя в иерархии внутренних органов. На самом деле это не так.

Дознавателям дано право вести расследование по 68 составам преступления, это весьма широкий спектр работы.

Именно дознавателям приходится работать с населением, то есть брать на себя удар по сбору информации и разъяснительной работе, как в сфере уголовного законодательства, так и административного.

Таким образом, они освобождают следователей от такой работы как поиски украденных колес, сумок, и те могут спокойно работать над более серьезными делами, несущими угрозу для общества в целом.

Объединяет же этих должностных лиц то, что они вправе проводить различные проверки, собирать улики, получать по запросам результаты разнообразных экспертиз.

В чем разница?

Несмотря на то, что должности имеют очень много общего, следует помнить, что:

  1. Категории дел, которые ведут следователь и дознаватель отличаются. Дознавателям передают административные и межуголовные дела, следователям — те, что имеют значение в обеспечении безопасности всего общества.
  2. Следователь вправе передать дознавателям выполнение мероприятий, которые требуют много времени для своего осуществления, в том числе и сбор информации по отдельным делам.
  3. Дознаватель не имеет права вести дело следователя, и наоборот. Однако они могут работать над делом вместе.
  4. Следователь более самостоятелен, он вправе по своему усмотрению возбуждать дело, в то время, как дознаватель вынужден обращаться за разрешительными документами в судебные инстанции и к руководителю органов дознания.
  5. Следователь вправе самостоятельно закрыть дело или приостановить. У дознавателя нет такой возможности.
  6. Следователь работает только в органах прокуратуры или следственном комитете, а дознаватели работают в разнообразных государственных учреждениях.

Различия между этими должностными лицами существенны, но они выполняют одну работу, очень сложную и порой грязную. Если то, чем занимается дознаватель, передать следователю в работу, он просто будет терять огромное количество времени на мелкие дела, тем самым теряя нить собственного расследования, весьма значимого в масштабах общества.

Источник:

В чем отличия прокуратуры и полиции?

Власть в каждом государстве подразделяется на три ветви.

Органы, которые относятся к законодательной ветви власти, осуществляют законотворческую деятельность, к исполнительной относятся органы власти, которые осуществляют управление государственными делами на основании принятых законов.

Судебная власть — сложная структура судов разных уровней, которые привлекают людей к ответственности, разрешают споры между субъектами прав (юридическими и физическими лицами), восстанавливая закон и порядок.

Правоохранительная деятельность, которой занимается полиция, и деятельность прокуратуры по надзору за соблюдением законодательства — важная составляющая обеспечения соблюдения законности и правопорядка в государстве. Прокуратура является неофициально четвертой ветвью власти, а полиция является органом исполнительной власти. Какие еще есть отличительные черты между двумя органами власти и есть ли между ними что-то общее?

Под прокуратурой подразумевается система органов, которые действуя от имени государства осуществляют надзор за тем, как соблюдаются свободы и права граждан, как выполняются законы на местном и государственном уровне.

Кроме того, на прокуратуру возложены обязанности по выявлению нарушений закона и принятию соответствующих мер к нарушителям.

Выявление нарушений законодательства осуществляется с помощью проведения соответствующих проверок деятельности предприятий и организаций, органов власти на всех уровнях, а также в работе правоохранительных органов, органов предварительного следствия и органов дознания.

Основанием для этого может распоряжение государственных органов, а также обращение юридических и физических лиц о нарушении их прав и свобод. На органы прокуратуры также возлагается обязанность по координации работы правоохранительных органов.

Полиция — понятие и характеристика

Главной задачей деятельности полиции является борьба с преступностью и охрана общественного порядка. Полиция относится к системе органов внутренних дел. Работа сотрудников полиции направлена на то, чтобы защищать права граждан, жизнь и здоровье, их право собственности, а также противодействовать преступности и обеспечивать общественную безопасность.

Для выполнения своих функций органам полиции предоставляются широкие полномочия.

Они могут задержать преступника на установленный законодательством срок до выяснения обстоятельств, могут проникнуть на частную территорию, если этого требует безопасность людей и защита их прав и свобод.

Закон предоставляет полицейским применять физическую силу и специальные средства, если это необходимо для задержания преступника.

Какие есть отличия между полицией и прокуратурой?

По сути у двух органов одна и та же цель не допустить нарушение прав и свобод граждан, обеспечить им безопасность путем своевременного реагирования на правонарушения и преступления. Однако несмотря на это средства по ее достижению и полномочия у органов разные.

Предмет деятельности

Прокуратура осуществляет контроль и надзор за выполнением законодательства во всех сферах — трудового права, гражданского, семейного и уголовного.

Если к примеру, человек имеет жалобы на работу ЖЭКа, он приходит в прокуратуру, пишет заявление и в течении одного месяца с даты его получения, следователь должен принять решение какие меры следует принять к предприятию.

В ходе рассмотрения заявления сотрудник прокуратуры может направлять соответствующие запросы, проводить проверки, вытребовать документы и проводить допросы.

Что касается уголовных дел, прокуратура занимается только тяжкими и особо тяжкими преступлениями, преступлениями, вызвавшими резонанс в обществе, которые отличаются особой сложностью.

В полицию человек обращается в случае кражи, убийства, изнасилования или дорожно-транспортного происшествия.

В течении трех дней с момента получения заявления, следователи полиции должны принять решение возбуждать уголовное дело или же отказать в этом.

Возбудив уголовное дело, органы полиции осуществляют оперативно-розыскные мероприятия с целью доказательства вины подозреваемого, для чего ищут улики, допрашивают свидетелей, проводят очные ставки и следственные эксперименты.

Все эти действия проводят, чтобы собрать как можно больше доказательств по делу для передачи материалов в прокуратуру, которая после передает дело в суд.

В отличие от полиции прокурор может быть стороной в судебном процессе, быть государственным обвинителем и при этом может вступить в него на любой стадии рассмотрения дела, имея право при этом реализовать все права участников процесса.

Источник:

Новости экономики и финансов СПб, России и мира

ИТАР-ТАСС/ Михаил Климентьев

Выступая с очередным ежегодным посланием Федеральному собранию, Владимир Путин раскритиковал практику уголовных дел по экономическим преступлениям. Статистика, сказал президент, показывает, что до приговора доходит лишь 15% дел, а вот бизнеса люди лишаются в 83% случаев.

Источник: https://otlichaem.ru/obshhestvo/chem-otlichaetsya-prokuror-ot-sledovatelya.html

Чем отличается прокуратура от следственного комитета?

Следователь и прокурор в чем разница

Россияне старшего поколения твердо уверены, что полиция расследует преступления небольшой тяжести. А тяжкими преступлениями, такими как убийство, занимается прокуратура.

То, что было заложено в память с детства, позабыть сложно. Для таких людей у нас шокирующая новость: прокуратура вообще не расследует преступления. Причем уже давно. 15 января 2011 года имевшийся в прокуратуре следственный отдел был выделен в отдельную структуру, названную следственным комитетом (СК).

Давайте выясним, чем отличается следственный комитет от прокуратуры и какая из этих структур главная. Если к вам предъявляют претензии прокуратура или следственный комитет, отличие для вас не велико — ваши дела довольно плохи. Обязательно наймите себе адвоката.

Получи первичную консультацию от нескольких компаний бесплатно:
оформи заявку и система подберет подходящие компании!

По этой услуге подключено 19 компаний

Начать подбор в несколько кликов >

Что такое прокуратура и чем она занимается

Прокуратура — это система государственных органов, занимающихся надзором за выполнением законодательства страны и соблюдением прав и свобод граждан. Помимо этого, на прокуратуру возложена обязанность представлять сторону обвинения в судах по уголовным делам, часть из этих дел готовит к суду комитет.

Деятельность прокуратуры регулируется специальным Федеральным законом №2202-1 от 17.01.1992 года. Этим законом, помимо контроля соблюдения конституционных прав и законодательства РФ, прокуратура наделена и дополнительными функциями. Функцию проведения следствия по важным делам из этого закона уже изъяли и передали ее из прокуратуры в СК.

Прокуратура относится к организациям в которых предусмотрена воинская служба. Те, кто проходят ее, имеют право на ношение боевого оружия.

Помимо военной, в прокуратуре предусмотрены правоохранительная и государственная служба.
На какой именно службе находится сотрудник, определяется занимаемой им должностью.

К ветвям власти (законодательной, исполнительной, судебной) прокуратура не относится — это отдельная государственная структура.

К задачам прокуратуры относятся:

  1. Надзор за соблюдением законодательства во всех сферах деятельности.
  2. Представление стороны обвинения в судах по уголовным делам.
  3. Уголовное преследование лиц, совершивших преступления.
  4. Работа с поступающими от граждан заявлениями и обращениями.

Прокуратура имеет собственную вертикаль подчинения и является централизованной системой государственных учреждений. Нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим. Во главе прокуратуры стоит Генеральный прокурор РФ. Состав прокуратуры:

  • генеральная;
  • субъектов Российской Федерации;
  • городов и районов.

Кроме того, в качестве структурных подразделений существуют: Военная прокуратура, учебные заведения, специализированные подразделения и печатные органы.

В рамках своих полномочий прокуратура осуществляет надзор за соблюдением законности в работе:

  1. Органов власти федерального, регионального, местного уровня, органов военного управления и контролирующих органов, а также должностных лиц этих инстанций. Прокуратура проверяет на соответствие законодательству все правовые акты, издаваемые такими формированиями.
  2. Органов дознания, следствия, розыска и применения мер принудительного характера. То есть прокуратура контролирует все органы охраны правопорядка, включая следственный комитет.
  3. Органов, организующих исполнение назначенных судом наказаний, а также содержание задержанных и заключенных граждан.

Помимо основных функций, на прокуратуру возложены и дополнительные:

  • координация деятельности всех органов, занимающихся борьбой с преступностью;
  • представление стороны обвинения в судах по уголовным преступлениям;
  • сотрудничество с международными правоохранительными структурами;
  • контроль судебных решений на соответствие их закону;
  • участие в создании законов и других нормативных актов;
  • выпуск специальных изданий прессы;
  • работа с жалобами и обращениями граждан.

Перейдем к рассмотрению структуры и деятельности следственного комитета. Именно так можно понять, в чем разница между СК и прокуратурой.

Что такое Следственный комитет РФ

Следственный комитет — тоже государственный орган, основной задачей которого является расследование тяжких и особо тяжких преступлений. Комитет имеет право проводить предварительное расследование.

В следственном комитете предусмотрена воинская служба, и его сотрудники могут носить боевое оружие. Помимо военной, в рядах следственного комитета, проходят правоохранительную и государственную службу. Кто на какой службе, определяет должность.

Основные функции следственного комитета:

  • проведение проверки сообщений о преступлениях, предварительных расследований и экспертиз;
  • обобщение практики применения законодательных актов;
  • разработка и законодательных актов, требующих решения Президента и Правительства;
  • проведение правовой экспертизы проектов законодательных актов по поручениям Президента;
  • образование и проведение экспертных комиссий и советов;
  • представление в судах интересов следственного комитета;
  • участие в формировании бюджета РФ:
  • взаимодействие с государственными органами иностранных государств, международными организациями и средствами массовой информации;
  • работа с обращениями граждан.

Следственный комитет имеет четкую структуру. Он состоит из:

  • главных следственных управлений, обычных следственных управлений и отделов, приравненных к управлениям в субъектах РФ;
  • межрайонных и обычных следственных отделов;
  • отделений районов и городов.

Итак: следственный комитет и объединяющая прокуроров структура — это военизированные организации, занимающиеся охраной правопорядка. На первый взгляд, они похожи.

Чем отличается СК от прокуратуры и какая организация главная

Сравнивать следственный комитет и другие правоохранительные структуры некорректно. В полной мере это относится и к сравнению с прокуратурой — это две отдельные организации, и разница между ними огромна.

Сравнивать их — это как сравнивать бригаду лесорубов и бригаду скорой помощи: название одинаковое, обе бригады состоят из людей, на этом сходства заканчиваются, во всем остальном эти коллективы отличаются.

Примерно так и у прокуратуры с СК — есть что-то отдаленно похожее, но, в целом, разница между организациями огромна. Главным отличием, конечно, является функциональное предназначение комитета и прокуратуры, остальные отличия проистекают из этого.

Многих интересует, кто главнее — комитет или прокуратура. Этот вопрос тоже некорректен. Это разные организации, не связанные взаимным подчинением. Пересекаются организации в своей деятельности, связанной с привлечением к суду обвиняемых в уголовных преступлениях. Прокурор подписывает наработанное следственным комитетом обвинительное заключение и поддерживает обвинение в суде.

Это позволяет прокурорам оказывать давление на следственный комитет. Кроме того, прокуратура проверяет законность действий следователей комитета и жалобы на них. Это тоже рычаг давления на следственный комитет. Однако это независимые друг от друга структуры, и определить, кто из них главный, невозможно.

Источники:

Закон о прокуратуре

Закон о следственном комитете

Источник: https://rtiger.com/ru/journal/chem-otlichaetsya-prokuratura-ot-sledstvennogo-komiteta/

Чем отличается прокуратура от следственного комитета

Следователь и прокурор в чем разница

До 2011 года Следственный комитет входил в Прокуратуру РФ. 15 января 2011 года произошло разделение. Ниже рассмотрены основные направления деятельности двух структур. В чем заключаются различия в их функционале? Кто из них главнее и находится ли другой в подчинении?

В чем основное отличие?

Для понятия главных различий, необходимо разобраться с определениями.

Прокуратура – система органов, осуществляющих надзор за выполнением действующих законов, соблюдением прав и свободы граждан страны.

Кроме того, она представляет сторону обвинения в уголовном судопроизводстве.

Следственный комитет – государственный орган, занимающийся расследованием тяжких преступлений и обладающий иными полномочиями в уголовном судопроизводстве.

Таким образом, становится понятно, что эти две государственные структуры осуществляют разные функции: защита прав граждан – задача прокурора, расследование преступлений – СК. Точкой соприкосновения является уголовное судопроизводство. Однако, и здесь их задачи не пересекаются.

Что такое прокуратура?

Прокуратура РФ – система органов, задача которых в осуществлении надзора за соблюдением прав, прописанных в Конституции, и исполнении законов. В ее обязанности входят и иные функции, установленные ФЗ “О Прокуратуре Российской Федерации”. Этот законодательный акт регулирует порядок организации, полномочия и деятельность данной государственной структуры.

Орган относится к военизированным организациям. Это означает, что его служащие имеют право приобретать и носить боевое оружие. Служащие могут проходить военную, правоохранительную и гражданскую государственную службу. Это независимая структура, она не принадлежит ни к одной из ветвей власти (законодательной, исполнительной, судебной)

Основная деятельность

Согласно ст.1 ФЗ “О Прокуратуре РФ”, основная ее задача – надзор за соблюдением действующего законодательства. При этом, данный закон предусматривает и другие направления деятельности. К ним относятся:

  • представление стороны обвинения в уголовном судопроизводстве;
  • осуществление уголовного преследования за совершенное преступление;
  • работа с обращениями и заявлениями граждан.

Состав

Прокуратура представляет собой централизованную систему учреждений, в подчинение которых входят нижестоящие прокуроры. Общее руководство системой осуществляет Генеральный прокурор Российской Федерации.

В состав входят:

  • Генеральная прокуратура РФ;
  • учебные организации;
  • прокуратуры субъектов РФ, городов и районов;
  • Военная прокуратура РФ;
  • специализированные подразделения;
  • редакции печатных изданий.

Какие функции выполняет

Основная функция – осуществление надзора. В рамках своих полномочий, она осуществляет надзор за:

  • за соблюдением и исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъектов РФ, местного самоуправления, военного управления, контроля, а также, должностными лицами. Контролирует соответствие действующим законом, правовых актов, издаваемых этими органами власти;
  • за соблюдением законов органами, занимающимися оперативным розыском, дознанием и реализацией мер принудительного характера;
  • соблюдением законодательства судебными приставами;
  • соблюдением законодательства органами и учреждениями, выполняющими функции по исполнению наказаний, содержанию заключенных и задержанных.

Помимо надзора, она осуществляет и другие функции:

  • координация работы правоохранительных органов в сфере борьбы с преступностью;
  • сотрудничество с международными организациями;
  • выпуск специализированных изданий;
  • участие в судебных процессах по уголовным делам;
  • вынесение решений по противоречащим закону судебным решениям;
  • участие в правотворческой деятельности;
  • рассмотрение жалоб и обращений от граждан.

Что такое Следственный комитет?

Следственный комитет РФ (СК) – федеральный государственный орган, в задачи которого входит осуществление уголовного судопроизводства и иные задачи.

СК образован от Следственного комитета при Прокуратуре РФ, отделился он 15 января 2011 года.

Относится к военизированным организациям, его служащие имеют право приобретать боевое оружие.

Наделен правом производства предварительного расследования, осуществляемого в форме предварительного следования.

В СК предусмотрены три вида службы: военная, правоохранительная и гражданская. Руководство деятельностью органа осуществляет Президент РФ.

Состав подразделения

Система Следственного комитета включает в себя:

  • центральный аппарат, состоящий из:
  • главных управлений и управлений;
  • отделов;
  • отделений.
  • главные следственные управления и следственные управления субъектов РФ, а также приравненные к ним отделы;
  • межрайонные следственные отделы, следственные отделы, отделения районов и городов.

Какая из этих структур считается главнее?

Сравнение этих двух организаций – некорректно, так как они выполняют разные функции.

Точка их соприкосновения – прокурорский надзор за следствием. Согласно ст. 124 УПК РФ, все жалобы на действие следователя рассматриваются прокурором.

Он также подписывает обвинительное заключение при направлении дела в суд и поддерживает государственное обвинение.

Поэтому, формально, прокуратура может оказать влияние и усложнить работу следственно комитета.

СК РФ и Прокуратура России – независимые друг от друга государственные органы. Однако, деятельность этих организаций пересекается в вопросах, касающихся уголовного преследования и обвинения. Поэтому, полностью выделить деятельность следственного комитета из органов прокуратуры – затруднительно.

Не нашли ответ на свой вопрос в статье или есть дополнительный вопрос? Задайте его юристуна сайте и получите развернутую консультацию уже через 15 минут

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5bfeb27602ec5300aa1c1dc5/5ccd70c6c76e7d00b1fe413a

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.