< Что входит в компетенцию прокуратуры - Юрист

+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Что входит в компетенцию прокуратуры

Содержание

Понятие компетенции прокуратуры РФ

Что входит в компетенцию прокуратуры

Компетенция органов прокуратуры напрямую связана с их правовым статусом и правовым статусом органов и учреждений, наделенных рядом полномочий по выполнению их собственных функций, которые отражают место и роль в обществе и государстве.

Функции прокуратуры

Статья 1 Закона О прокуратуре определяет позицию органов прокуратуры Российской Федерации, которая, тем не менее, касается места и роли прокуратуры в Российском государстве, является уникальной.

Прокуратура призвана обеспечить баланс, уравновешивающий соблюдение законов всеми властями, и является органом высшего надзора за законом, который одинаково обслуживает все три ветви власти, не входя ни в одну из них.

если поместить положение о прокуратуре в статью 129 Конституции РФ, регламентирующую деятельность прокуратуры в главе «Судебная власть», то она не будет соответствовать предназначению и положению прокуратуры в государстве.

Поэтому нужно конституционное заключение вопроса о месте прокуратуры в числе 3-х ветвей власти, обозначенных в Конституции Российской федерации.

Ввиду специфики деятельности прокуратуры и ее совместного назначения оптимальным решением было выделить правила, которые регулируют деятельность прокуратуры, в отдельной главе Конституции Российской Федерации.

Для того чтоб органы прокуратуры могли производить контроль, они обязаны иметь особые возможности. Это обязательное условие реализации функций по надзору. 

Отсутствие и недостаток полномочий является серьезным препятствием в борьбе с правонарушениями. Расширение прав и возможностей – сложная концепция. Оно содержит в себе личное право – это право предусмотренное законом на совершении определенных действий, но оно также содержит необходимость его осуществления. Возможности представляются для заслуги конкретных целей. 

При обсуждении концепции преобразования прокуратуры в центре внимания участвующих в дискуссии, среди остальных был вопрос о возможностях прокуратуры. В ближайшее время по нему сложились 2 обратные позиции. С одной стороны, есть попытка перенести на российскую почву опыт правовых систем западных государств, в основном англосаксонских.

Замечание 1

В данной системе, как известно, прокуратура изучается только как орган уголовного преследования, исполняющий процессуальное руководство предварительным расследованием преступлений и государственное обвинение в суде, который был лишен всех надзорных возможностей.

С иной стороны, существуют мнения о необходимости сохранения прокуратуры как универсального государственного-правового института, обеспечивающего всесторонний надзор за законностью. Сторонники этой позиции приводят в качестве примера опыт прокурорского контроля в дореформенной Российской Империи в СССР, отмечая его позитивные аспекты в обеспечении правопорядка в стране. 

Модель прокуратуры в 1-й позиции, – сообщает по данному поводу профессор В.К.Звирбуль,- наделена на повышение роли суда, развитие состязательных начал в уголовном процессе. Это его несомненные преимущества, но их следует оценивать в сочетании с тем, что теряется при его внедрении.

Общество утратит важную и необходимую для правового государства деятельность по защите закона посредством надзора за его точным и единообразным исполнением.

В случае реализации 2-ой модели, обозначенный вид государственной работы сберегается и поочередно привлекается к надзору за исполнением законов судами и участниками рассмотрения дела в суде, что в определенной мере не соблюдает суверенитет суда при отправлении правосудия. 

Большая часть точек зрения в современной правовой науки располагается посредине приведенных последних позиций.

Замечание 2

Как подчеркивалось ранее выше, прокуратура уполномочена бороться с правонарушениями, собственно что считается служебным долгом прокурора и его личной обязанностью.

В итоге, каждая обязанность соответствует праву и наоборот.

Полномочиями прокурора являются единство прав и обязанностей, субъективные права, предоставленные органу или должностному лицу для выполнения возложенных на него функций.

В правовом статусе прокуратуры нет разграничения прав и обязанностей. Они присутствуют в сочетании. Служебный долг прокуроров объединяет их воедино в понятии «полномочия». 

Замечание 3

Согласно ст. 10 Закона о прокуратуре, прокуроры не только имеют право рассматривать жалобы и заявления, содержащие информацию о нарушителях закона, но и обязаны это делать, чтобы принимать меры по их устранению.

Основные и дополнительные полномочия прокурора

По назначению полномочия прокурора делятся на 2 типа: основные и дополнительные. Основными являются полномочия выполнять надзорные и некоторые не контролирующие функции. Они разделяются на полномочия:

  • предметные, касающиеся предмета наблюдения, то есть правовых поступков поднадзорных субъектов (полномочия на посторонние действия);
  • функциональные, связанные с непосредственным исполнением надзорных функций (полномочия на собственные прокурорские действия).

Как основные, так и функциональные возможности считаются отраслевыми.

Дополнительные возможности – полномочия организационного плана (вспомогательные), подобные как: 

  • распределение деятельности по отраслям и исполнителям;
  • набор и расстановка кадров и т. д. 

Не существует общих, единых полномочий для всего надзора, все полномочия разделены на сферы деятельности и промышленность, учитывая их специфику.

Компетенция прокуратуры

Компетенция прокуротуры делится на 5 главных направлений деятельности: 

  • общий надзор, в том числе надзор за соблюдением законов и законности правовых актов;
  • соблюдение прав и свобод человека и гражданина; исполнение законов органами административной юрисдикции; соблюдение законов, касающихся несовершеннолетних;
  • контроль за выполнением правопорядка органами, выполняющими ОРД, дознание и предварительное следствие;
  • наблюдение за выполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания, а также за мерами обязательного характера, назначенными судом, администрациями мест содержания под стражей задержанных и заключенных;
  • наблюдение за исполнением законов судебными приставами;
  • роль прокурора в рассмотрении дел судами.

Объем полномочий определяется целями и задачами прокуратуры. Полномочий должно быть достаточно для достижения целей и успешного разрешения установленных задач, они обязаны исполнять служебные функции.

Задача деятельности прокуратуры двояка: с одной стороны, это обеспечение законности, с другой – защитить субъективные права граждан, юридических лиц и государства. Эти цели и определяют характер власти.

Совокупность полномочий, а также поставленные государством цели и задачи формируют содержание компетенции прокуратуры. Цели и задачи – основной элемент компетенции.

В науке о конституционном праве понятие компетенции рассматривается, как совокупность полномочий. Компетентность часто приравнивается к правоспособности, поскольку компетентность и правоспособность определяют правовой статус различных субъектов.

Определение 1

Правоспособность – это способность иметь права и обязанности, компетентность – реальные полномочия. Поэтому в компетенцию входят реальные полномочия, которыми государство наделяет прокуратуру.

К компетенции прокуратуры РФ относятся высшие государственные органы, в связи с чем прокуроры фактически являются представителями центра в регионах Российской Федерации, городах и районах.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/prokurorskij-nadzor/ponjatie-kompetentsii-prokuratury-rf/

Права и обязанности прокурора, основные функции и полномочия

Что входит в компетенцию прокуратуры

Прокурор имеет огромные преимущества перед другими органами правоохранительной структуры. В первую очередь, потому что он наделен властью, которая позволяет ему наказывать нарушителей закона вне зависимости от их положения в обществе и звания.

Каждый день прокуроры работают на благо государства и общества. Выкладываются на все сто процентов и не откладывают дела на завтра. Они следят за каждым и наказывают в соответствии с действующим Законом. В данной статье мы рассмотрим права и обязанности прокурора, главного законного представителя обвинения.

Предыстория системы

Для того чтобы понять права и обязанности прокурора, необходимо заглянуть в историю.

Указом 12 января 1722 года Петр 1 учреждает прокуратуру Российской империи. Она была создана для осуществления контроля и надзора за соблюдением закона во всех областях государственной власти.

Работа проводилась гласно, в отличие от службы фискалов.

Учредив прокуратуру и наделив ее контрольно-надзорной функцией, правитель вызвал к жизни систему специальной правовой нормы, которая регулирует отношения в обществе.

Указ императора в 1772 году возложил на прокуратуру особые обязанности в правовой деятельности. В частности, он гласил о том, что надзор осуществляется непосредственно за высшими государственными органами страны.

Так как Сенат соблюдал строгие предписания указаний императора, генеральный прокурор имел право предлагать Сенату принимать решения по вопросам, не урегулированным правом.

Другими словами, прокуратура наделялась определенными полномочиями в сфере правотворчества.

Прежде чем рассматривать права и обязанности прокурора, необходимо узнать значение этого слова. У Ушакова оно (прокурор – от латинского procuro, т.е. «надзираю») многозначно:
  1. Представитель прокуратуры, является ее главой. Имеет полное право, а также обязан делать только одно: следить за установлением действительно единообразного понимания законности во всей республике.
  2. Государственный обвинитель в судебном разбирательстве (вне зависимости от сложности и типа дела).

Общие полномочия

Права и обязанности прокурора прописаны в Законе Российской Федерации «О прокуратуре». Некоторые из них представлены ниже:

  1. Предъявив служебное удостоверение, прокурор получает доступ к любым помещениям и право свободно перемещаться по всей территории поднадзорного объекта.
  2. Уполномочен проверять исполнение законов (при поступлении в органы прокуратуры информации о фактах их нарушения).
  3. Имеет абсолютный доступ к документам и материалам, а также вправе требовать от руководителя и другого должностного лица поднадзорного объекта представить все необходимые документы.
  4. Может вызывать должностное лицо и граждан для объяснений по поводу нарушения закона, если таковое имеется.
  5. Имеет право проводить прокурорскую проверку и ревизию.

Основные права и обязанности прокурора предоставляют возможность совершать действия:

  • выносить протесты, не противоречащие закону;
  • записывать представления об устранении нарушений;
  • обращаться в суд с требованиями официально признать то, что правовой акт является недействительным (так как отменить его имеет право только суд);
  • выносить письменное постановление о возбуждении уголовного дела (а также гражданского, арбитражного и так далее);
  • письменно требовать привлечения виновного лица к ответственности.

Прокурорская деятельность делится на представление стороны обвинения в суде и надзорно-следственную деятельность. Прокурор вправе выбрать направление и заниматься продвижением дела.

Но стоит учесть тот факт, что деятельность прокурора в качестве обвинителя подразумевает не только принятие обвинительных доказательств от следователя, но еще и передачу дела в суд. После чего ему будет необходимо доказывать вину подсудимого на протяжении всего процесса.

Обязанность прокурора заключается в том, что он должен грамотно излагать суть своего обвинения. Именно уверенная позиция в суде и достойный отпор доказательствам со стороны защиты дает шансы на вынесение обвинительного приговора.

Если решение судьи не устраивает прокурора, то у него есть полное право подать апелляцию на пересмотр дела в вышестоящем суде.

Таким правом наделена не только сторона обвинения, но и защита (ответчик или адвокат).

Специалисты надзорно-следственного органа обязаны рассматривать жалобы на нарушения прав и свобод граждан Российской Федерации. Любое дело или рассмотрение начинается с письменного заявления.

Если нарушение имеет место, то прокурор обязан немедленно отреагировать на заявление. Именно это и является общей характеристикой прав и обязанностей прокурора. Причем на рассмотрение письменного заявления с фактами, доказывающими вину, – оно обязательно должно быть на столе у прокурора – дается определенное время.

Структура

В Федеральном Законе (статья 11) она представлена следующим образом:

  1. На вершине стоит генеральная прокуратура России.
  2. После идет прокуратура субъектов.
  3. Образовательные и научные учреждения.
  4. Юридические лица, которые относятся к редакции печатных изданий.
  5. Ключевым завершением является прокуратура района и города.

Кроме того, в структуру прокуратуры России входит Следственный комитет при прокуратуре. Но он образует собственную систему органов. Стоит отметить тот факт, что несколько лет назад СК Российской Федерации был отдельной структурой. Однако проведенная реформа позволила объединить две организации, что не только упростило, но и улучшило правоохранительные органы.

Основная функция прокурора

Не только права и обязанности прокурора в РФ закреплены в ФЗ. В его статьях идет речь и о функциях этого надзорного органа, которые включают в себя контроль:

  • за дознавательным органом;
  • за представителем предварительного следствия.

В обязанности подконтрольных организаций входит также:

  • исполнение и применение мер принудительного характера;
  • надзор за соблюдением человеческих прав и свобод.

Контроль осуществляется также над действиями оперативно-розыскных органов, так как они не должны противоречить Настоящему закону. Прокурор может проводить проверку в отношении любого человека в нашей стране, независимо от его статуса и звания. Причем действия в отношении физического лица разрешаются только при поступлении заявления.

Арбитражный процесс

Арбитражный процесс рассматривает дела, которые связаны непосредственно с предпринимательской и иной экономической деятельностью. Обычно бытовая сфера предметом рассмотрения в таком суде не является. В арбитражном процессуальном кодексе в статье 52 указано, что прокурор:

  1. Имеет право обратиться в суд с заявлением об оспаривании ненормативных правовых актов (а также правовых).
  2. Признать недействительной сделку.
  3. Потребовать изъять государственное имущество у чужого незаконного владения.

Прокурор, который обратился в арбитражный суд, пользуется процессуальными правами и исполняет процессуальные обязанности истца. Прокурору не может быть предъявлен встречный иск. Именно такие обязанности и права в арбитражном процессе прокурор имеет. Его работа непосредственно связана с проверкой исполнения закона.

Процессуальные права и обязанности прокурора при обращении в суд прописаны в Настоящем законе. Поэтому при обращении в суд он является истцом и имеет все полномочия, включая:

  • право на заключение мирового соглашения сторонами;
  • обязанность по уплате всех необходимых судебных расходов.

Гражданский процесс отличается от других тем, что в суде рассматриваются только дела граждан Российской Федерации. В заседании участвует истец и ответчик. Они оба имеют право представлять доказательства, которые оправдывают или доказывают вину. Но если прокурор обращается с заявлением, он наделяется правом:

  • на полное или частичное изменение основания заявленного требования;
  • на изменение размера требования.

Гражданско-процессуальный кодекс в статье 394 гласит о том, что прокурор вправе подавать заявления о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам в суде. Прописанные в гражданском процессе права и обязанности прокурора несильно отличаются от его основной деятельности.

Уголовный процесс

Правонарушения в сфере уголовного кодекса оказывают огромное влияние на общество. Поэтому принципиальная задача прокурора заключается в законности и конституционном устройстве государства, а также поддержке прав гражданина Российской Федерации. Его функции:

  1. Контроль над исполнением закона.
  2. Обеспечение раскрытия нарушений и противоправных деяний.
  3. Осуществление уголовного преследования.
  4. Обеспечение правовой защиты.

Права и обязанности прокурора в уголовном процессе должны соблюдаться четко, так как от этого зависит правильный ход расследования и выявление преступных лиц. В компетенцию прокурора входит:

  • отстранение человека от работы, если он допустил нарушения;
  • привлечение при необходимости специалиста узкого профиля;
  • возможность принять самоотвод дознавателя по заявлению.

Обязанность прокурора во время судебного разбирательства:

  • предоставить доказательную базу обвинения;
  • сформулировать аргументы;
  • отвечать на контраргументы со стороны защиты обвиняемого;
  • предложить наказание в соответствии с законом.

Прокурор является полноправным участником суда. Он имеет полное право выказывать свое недовольство, задавать вопросы и подчеркивать замечания.

Что категорически запрещено?

Мы подробно рассмотрели права и обязанности прокурора, но также необходимо сказать о том, что ни в коем случае нельзя ему делать. Запрещено:

  1. Заниматься предпринимательской деятельностью (ИП).
  2. Участвовать в общественно-политической деятельности.
  3. Работать в другой оплачиваемой организации (за исключение научной, преподавательской и творческой структуры).
  4. Приобретать ценные бумаги.
  5. Получать вознаграждения за исполненную службу от юридических или физических лиц.
  6. Получать почетные или специальные звания, награды от иностранных государств.

Источник: https://FB.ru/article/447236/prava-i-obyazannosti-prokurora-osnovnyie-funktsii-i-polnomochiya

Чем отличается прокуратура от следственного комитета

Что входит в компетенцию прокуратуры

До 2011 года Следственный комитет входил в Прокуратуру РФ. 15 января 2011 года произошло разделение. Ниже рассмотрены основные направления деятельности двух структур. В чем заключаются различия в их функционале? Кто из них главнее и находится ли другой в подчинении?

В чем основное отличие?

Для понятия главных различий, необходимо разобраться с определениями.

Прокуратура – система органов, осуществляющих надзор за выполнением действующих законов, соблюдением прав и свободы граждан страны.

Кроме того, она представляет сторону обвинения в уголовном судопроизводстве.

Следственный комитет – государственный орган, занимающийся расследованием тяжких преступлений и обладающий иными полномочиями в уголовном судопроизводстве.

Таким образом, становится понятно, что эти две государственные структуры осуществляют разные функции: защита прав граждан – задача прокурора, расследование преступлений – СК. Точкой соприкосновения является уголовное судопроизводство. Однако, и здесь их задачи не пересекаются.

Что такое прокуратура?

Прокуратура РФ – система органов, задача которых в осуществлении надзора за соблюдением прав, прописанных в Конституции, и исполнении законов. В ее обязанности входят и иные функции, установленные ФЗ “О Прокуратуре Российской Федерации”. Этот законодательный акт регулирует порядок организации, полномочия и деятельность данной государственной структуры.

Орган относится к военизированным организациям. Это означает, что его служащие имеют право приобретать и носить боевое оружие. Служащие могут проходить военную, правоохранительную и гражданскую государственную службу. Это независимая структура, она не принадлежит ни к одной из ветвей власти (законодательной, исполнительной, судебной)

Основная деятельность

Согласно ст.1 ФЗ “О Прокуратуре РФ”, основная ее задача – надзор за соблюдением действующего законодательства. При этом, данный закон предусматривает и другие направления деятельности. К ним относятся:

  • представление стороны обвинения в уголовном судопроизводстве;
  • осуществление уголовного преследования за совершенное преступление;
  • работа с обращениями и заявлениями граждан.

Состав

Прокуратура представляет собой централизованную систему учреждений, в подчинение которых входят нижестоящие прокуроры. Общее руководство системой осуществляет Генеральный прокурор Российской Федерации.

В состав входят:

  • Генеральная прокуратура РФ;
  • учебные организации;
  • прокуратуры субъектов РФ, городов и районов;
  • Военная прокуратура РФ;
  • специализированные подразделения;
  • редакции печатных изданий.

Какие функции выполняет

Основная функция – осуществление надзора. В рамках своих полномочий, она осуществляет надзор за:

  • за соблюдением и исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъектов РФ, местного самоуправления, военного управления, контроля, а также, должностными лицами. Контролирует соответствие действующим законом, правовых актов, издаваемых этими органами власти;
  • за соблюдением законов органами, занимающимися оперативным розыском, дознанием и реализацией мер принудительного характера;
  • соблюдением законодательства судебными приставами;
  • соблюдением законодательства органами и учреждениями, выполняющими функции по исполнению наказаний, содержанию заключенных и задержанных.

Помимо надзора, она осуществляет и другие функции:

  • координация работы правоохранительных органов в сфере борьбы с преступностью;
  • сотрудничество с международными организациями;
  • выпуск специализированных изданий;
  • участие в судебных процессах по уголовным делам;
  • вынесение решений по противоречащим закону судебным решениям;
  • участие в правотворческой деятельности;
  • рассмотрение жалоб и обращений от граждан.

Что такое Следственный комитет?

Следственный комитет РФ (СК) – федеральный государственный орган, в задачи которого входит осуществление уголовного судопроизводства и иные задачи.

СК образован от Следственного комитета при Прокуратуре РФ, отделился он 15 января 2011 года.

Относится к военизированным организациям, его служащие имеют право приобретать боевое оружие.

Наделен правом производства предварительного расследования, осуществляемого в форме предварительного следования.

В СК предусмотрены три вида службы: военная, правоохранительная и гражданская. Руководство деятельностью органа осуществляет Президент РФ.

Состав подразделения

Система Следственного комитета включает в себя:

  • центральный аппарат, состоящий из:
  • главных управлений и управлений;
  • отделов;
  • отделений.
  • главные следственные управления и следственные управления субъектов РФ, а также приравненные к ним отделы;
  • межрайонные следственные отделы, следственные отделы, отделения районов и городов.

Какая из этих структур считается главнее?

Сравнение этих двух организаций – некорректно, так как они выполняют разные функции.

Точка их соприкосновения – прокурорский надзор за следствием. Согласно ст. 124 УПК РФ, все жалобы на действие следователя рассматриваются прокурором.

Он также подписывает обвинительное заключение при направлении дела в суд и поддерживает государственное обвинение.

Поэтому, формально, прокуратура может оказать влияние и усложнить работу следственно комитета.

СК РФ и Прокуратура России – независимые друг от друга государственные органы. Однако, деятельность этих организаций пересекается в вопросах, касающихся уголовного преследования и обвинения. Поэтому, полностью выделить деятельность следственного комитета из органов прокуратуры – затруднительно.

Не нашли ответ на свой вопрос в статье или есть дополнительный вопрос? Задайте его юристуна сайте и получите развернутую консультацию уже через 15 минут

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5bfeb27602ec5300aa1c1dc5/5ccd70c6c76e7d00b1fe413a

Понятие полномочий прокуроров, их видовая характеристика

Что входит в компетенцию прокуратуры

Для осуществления надзора за исполнением законов органы прокуратуры должны располагать соответствующими полномо­чиями.

По смысловому значе­нию полномочие суть предоставление кому-либо права на со­вершение каких-либо действий. Эти полномочия для прокуроров специфические: сугубо надзорные.

При­чем в соответствии с принципом единства осуществление про­курорского надзора несовместимо с какими-либо иными вида­ми государственной, общественной деятельности.

Специфика полномочий прокуратуры предопределяется и их природой: они осуществлятся от имени Российской Федерации.

Объем и характер полномочий устанавливаются законода­телем не произвольно, полномо­чия государственных органов обусловливаются поставленны­ми перед ними задачами. Именно последние активно влияют на формирование правового статуса прокуратуры, предопреде­ляя ее обязанности.

Естественно, полномочий должно быть достаточно для выполнения задач и достижения целей, кото­рые возлагаются государством на органы прокуратуры. Послед­ние, для того чтобы выполнять свои функции, должны со всей ответственностью исполнять возложенные на них обя­занности.

Компетенция — своеобразный аналог правоспособности. Обе эти категории характеризуют правовое положение субъектов в обществе и государстве. Но имеется существенное различие в их содержании.

Тогда как правоспособность есть только признаваемая законом способность физического или юридического лица иметь права и нести обязанности, компетенция включает в себя реальные полномочия, предоставленные государством его органам.

Понятие полномочий прокурора сложное, оно включает:

    1. субъектив­ные права, предоставляемые органу или должностному лицу для выполнения возложенных на него функций;
    2. полномочия в отношениях с органами дознания и предварительного следствия;
    3. полномочия с ограниченной властью, характер­ные для отношений с органами государственной власти.

Субъектив­ные права, предоставляемые прокурору для выполнения возложенных на него функций 

Субъективное право есть установленная законом возможность совершать конкретные действия (применительно к прокуратуре — надзор­ные).

Но в предоставляемом субъективном праве заложена не­обходимость его осуществления, ибо оно непременно должно быть реализовано в целях борьбы с нарушениями законности, восстановления нарушенных прав и охраняемых законом инте­ресов различных субъектов, привлечения виновных лиц к от­ветственности.

Стоящие перед прокуратурой цели и задачи превращают субъективные права в субъективные обязанности прокуроров. Полномочия — это не просто связь прав и обязан­ностей, а их единство. Каждое право является обязанностью и, наоборот, каждая обязанность есть право. Например, в соответствии со ст.

10 ФЗ “О прокуратуре Российской Федера­ции” прокуроры не только вправе рассматривать жалобы и заяв­ления, содержащие сведения о нарушениях законности, но и обязаны это делать для принятия мер по их устранению.

Таким образом, в правовом положении прокурорских органов (впрочем, как и других органов государства) не существует дифференциации прав и обязанностей подобно тому, как это бывает у граждан. Служебный долг прокуроров совмещает их воедино в понятии «полномочия».

Прокуроры прежде всего несут обязанности перед государ­ством, поскольку оно предопределило их назначение, возложи­ло на них выполнение строго определенных функций.

Склады­вается впечатление, что применительно к различным государ­ственным органам, общественным организациям, учреждениям, предприятиям прокуроры выступают только как носители права. Но это не так.

Правовое положение прокурора по существу не изменяется, когда он вступает в отношения с поднадзорны­ми субъектами, ибо присущее его праву долженствование про­является и применительно к ним.

Представим себе, что глава районной администрации вынес незаконное решение. Перед государством прокурор несет обязанность опротестовать его. По отношению к главе администрации он имеет право на принесе­ние протеста, но, казалось бы, не обязанность.

В то же время прокурор должен содействовать органам местного самоуправле­ния в соблюдении законности, следовательно, входящая в пол­номочия прокурора обязанность перед государством как бы ав­томатически срабатывает и в отношении различных органов власти, управления.

Особенно ярко эта обязанность проявляется в отношении тех, чьи права и охраняемые законом интересы нарушены. В этом случае прокурор принимает меры по их восстановле­нию, защите. Предположим, гражданин обращается в прокура­туру с заявлением об ограблении.

По закону прокурор должен принять заявление, зарегистрировать, проверить, при наличии к тому оснований возбудить уголовное дело и передать его следователю.

В этой ситуации он несет обязанность не только перед государством, но и перед потерпевшим, чьи интересы подлежат защите.

В литературе высказано мнение, согласно которому компе­тенция прокурора уже совокупности всех его прав и обязанно­стей. Например, установленное ст. 289 ГПК РФ право на озна­комление в суде с материалами дела и поступившими жа­лобами не может быть отнесено к компетенции прокурора.

Но данное положение никак не аргументируется, и непонятно, по какому признаку нужно отделять полномочия от прав и обя­занностей.

Если согласиться с приведенной точкой зрения, то придется исключить все права и обязанности прокурора по над­зору за исполнением законов органами дознания и предвари­тельного следствия, права и обязанности, связанные с участием в рассмотрении судами уголовных и гражданских дел, осуще­ствлением общего надзора, надзора за соблюдением законности в местах лишения свободы. При таком положении компетенция органов прокуратуры оказывается бессодержательной и ненуж­ной для характеристики их правового статуса.

Полномочия прокурора иногда именуются правомочиями прокурорского надзора. Между тем указанные термины при очевидном сходстве не тождественны. По смысловому значе­нию полномочие суть предоставление кому-либо права на со­вершение каких-либо действий.

Правомочие же толкуется как обладание законным правом. Создавая органы, государство пе­редает им часть своих прав и возлагает на них определенные обязанности, наделяя их как своих представителей реальными полномочиями.

Правомочия же — гражданско-правовая катего­рия.

В науке конституционного права компетенция раскрывается как совокупность властных полномочий. Это правильно. Государство как носитель власти, учреждая органы, распределяет ее между последними в форме властных полномочий.

Объем и характер полномочий прокурора своеобразны. По данному поводу высказаны разные суждения. Одни авторы убеждены в отсутст­вии власти у прокурора в гражданском, уголовном процессах.

Другие же считают, что прокурор располагает властными полномочиями во всех отраслях.

Все же определение компетенции, данное в науке конститу­ционного права, не может быть в полной мере использовано для характеристики правового положения органов прокуратуры ввиду своеобразия и сложности выполняемых ими функций. Круг субъектов, за исполнением законов которыми осуществля­ется прокурорский надзор, очень широк. С учетом их правового статуса надзор осуществляется по-разному.

В отношении судов он не может быть властным, а значит, и полномочия не должны быть таковыми. Судьи независимы и подчиняются только закону. Власть прокуроров представляла бы посягательство на эту независимость.

Полномочия прокуроров в отношениях с органами дознания и предварительного следствия

Иными полномочиями прокуроры обладают в отношениях с органами дознания и предварительного следствия. Здесь про­курорская власть проявляется в активной форме. Прокуроры могут не только выявлять нарушения законности, но и непо­средственно устранять их. Например, по действующему уголов­но-процессуальному законодательству прокурор вправе (ст. 37 УПК РФ):

    • отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления дознавателя;
    • отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК РФ;
    • требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия;
    • давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий.

Активная форма власти в не­сколько суженном объеме проявляется и при осуществлении надзора за соблюдением законности в местах ограничения и ли­шения свободы. В соответствии с п. 2 ст. 33 ФЗ “О прокуратуре Российской Федерации” прокурор своим постановлением может освободить любое лицо, содержащееся без законных осно­ваний в исправительных учреждениях. 

Полномочия с ограниченной властью, характер­ные для отношений с органами государственной власти

Субъек­ты власти многочисленны, и применительно к ним прокуроры не могут выполнять каких-либо управленческих функций. Властностью обладают только полномочия прокурора по выявлению наруше­ний законности. Что же касается полномочий по устранению последних, то прокурор может лишь обращаться с требования­ми к компетентным органам о принятии необходимых мер.

Виды полномочий прокуроров

По уровню полномочий:

    1. общие (относятся к прокуратуре в целом, определяются ст. 1, 2, 9 и др. ФЗ и включают в себя всю совокупность предо­ставляемых ей полномочий);
    2. отдельных видов прокуратур: территориаль­ной, военной, транспортной, природоохранной и прокуратуры при исправительных учреждениях;
    3. индивидуальные (присущи каждому прокурор­скому органу в отдельности).

По характеру полномочия органов прокуратуры подразделя­ются на два вида:

    1. основные (непосредственно связаны с осуществлением надзо­ра);
    2. дополнительные (касаются организации работы прокурорских органов), по целевому назначению делятся:
      • предметные;
      • функциональные.

Предметные (и это видно из названия) связаны с предметом надзора, т. е. правовыми действиями и актами субъектов, за испол­нением законов которыми надзирает прокуратура.

https://www.youtube.com/watch?v=Gz8H-utS6WM

ФЗ “О прокуратуре РФ” выделяет следующие виды предметных полномочий прокуроров:

    • при надзоре за исполнением законов;
    • при надзоре за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;
    • при надзоре за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие ;
    • при надзоре за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу ;
    • при участии прокурора в рассмотрении дел судами.

Функциональные полномочия регламентируют действия про­куроров по выявлению нарушений законности и по реагирова­нию на них.

Все полномочия, как предметные, так и функциональные, — отраслевые. Они определяются законодательством примени­тельно к каждой отрасли в отдельности с учетом ее специфики. Общих для всех отраслей полномочий не существует, ибо над­зор реализуется не в целом, а по отдельным направлениям.

Кроме того, в системе органов прокуратуры существуют ор­ганизационные отношения, наличие которых обусловила и предоставление дополнительных полномочий: права и обя­занности по руководству работой, планированию, распределе­нию поручений между работниками, контролю за качеством их работы и т. д.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/ponyatie-polnomochiy-prokurorov-ich-vidovaya-charakteristika

Обязанности и права прокурора и его помощника в судебных процессах

Что входит в компетенцию прокуратуры

Вы будете удивлены, но в должностные обязанности прокурора входит не только обвинение подсудимого, но и прямо противоположное – его защита при несправедливом суде. Он имеет право ходатайствовать об отводе суда, требовать повторного расследования или экспертизы.

Быть государственным обвинителем не всегда безопасно — закон защищает и даже страхует их жизни.

Вопреки расхожему мнению, работа прокурора — это не только заседание в зале суда: большую часть времени он проводит за изучением уголовных, административных дел или нормативных актов.

Справляться с бумажной работой, от которой зависят чужие судьбы, помогают специальные люди – помощники прокурора. Они также наделены определенными правами и в некоторых случаях заменяют прокурора на судебных процессах.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. 

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону
+7 (499) 450-39-61
8 (800) 302-33-28 

Это быстро и бесплатно!

Какие законы устанавливают права и обязанности прокурора

Полномочия прокурора определены двумя нормативными актами:

  • Федеральным законом «О прокуратуре РФ»;
  • Гражданско-процессуальным кодексом РФ (ГПК РФ).

В Федеральном законе прописаны все положения, касающиеся прав и обязанностей обвинителей.

В ГПК РФ определены границы компетенции государственного обвинителя при вступлении в гражданский процесс.

Что входит в обязанности прокурора

В общих чертах его обязанности делятся на две составляющие:

  • надзор за соблюдением прав и свобод гражданина;
  • участие в судебных процессах в качестве государственного обвинителя.

Предмет надзора — соблюдение Конституции и исполнение законов. Это значит, что прокурор рассматривает все жалобы, поступающие от граждан, в том числе жалобы на несправедливое решение суда. После рассмотрения жалобы государственный служащий разъясняет обратившимся, как следует действовать, чтобы защитить свои права.

Если нарушение прав и свобод носит более серьезный характер, то согласно ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре РФ», прокурор имеет право возбуждать уголовные или административные дела в отношении лиц, нарушивших закон.

Если есть предпосылки полагать, что имело место преступление, нарушившее чьи-либо права при судопроизводстве, прокурор вправе назначать повторное расследование дела.

Не менее важная функция прокурора — участие в судебных процессах. На суде он выступает в качестве обвинителя как противник адвоката подсудимого.

В разделе 4 Федерального закона описаны полномочия, которыми государственный обвинитель обладает на судебных процессах:

  • прокурор имеет право вступить в дело в случаях, когда его участие предусмотрено ГПК РФ;
  • в соответствии с процессуальным законодательством,он вправе написать заявление в суд и вступить в рассматриваемое дело на любой стадии судебного процесса.

Справка. В уголовном процессе прокурор имеет право участвовать от его возбуждения до окончания. На разных стадиях процесса он наделен разными правами.

На начальных стадиях его полномочия носят распорядительный характер.

Он даёт согласие на возбуждение следователем дела, требует для подозреваемого домашний арест или заключение под стражу, даёт указания оперативно-розыскным органам на проведение следственных действий.

На конечном этапе, то есть на судебном процессе, полномочия прокурора сужаются до государственного обвинителя. Здесь в его обязанности входит только уголовное преследование виновного: его задача — обеспечить наказание подсудимому по всей строгости закона.

Государственная защита

Должность прокурора предполагает определенный риск. История знает несколько случаев, когда государственные обвинители выходили на процессы в масках, чтобы обезопасить свои жизни и жизни своих близких.

Эпоха крупных организованных банд прошла, но угрозы и давление на обвинителей все еще не редкость. Поэтому законом предусмотрена особая степень защиты прокуроров и их семей.

В ст. 45 Федерального закона «О прокуратуре РФ» описаны все меры правовой защиты и социальной поддержки. Основные положения статьи:

  • государственные обвинители имеют право на ношение табельного оружия;
  • если прокурор погибает при исполнении обязанностей, его наследникам выплачивается страховая сумма, равная 180 зарплатам погибшего;
  • в случае гибели при исполнении за его семьей остается право на получение жилья.

К счастью, убийство обвинителей — это редкость. Однако повреждение имущества или нанесение телесных повреждений периодически случаются. Весь ущерб, причиненный имуществу прокурора, согласно закону, возмещается. В зависимости от тяжести полученных травм пострадавшему при исполнении прокурору выплачивается денежная компенсация.

Права и обязанности прокурора в гражданском процессе

В отличие от уголовных дел, участие прокурора в гражданском процессе необязательно. Однако он имеет право вступить в административный процесс, если тот требует его вмешательства.

Поводы для его вступления в гражданское судопроизводство: обращение (жалобы) гражданина или группы лиц, а также основания, предусмотренные законом.

Справка. Основаниями для вступления прокурора в гражданское судопроизводство могут быть не только заявления пострадавших, но и факты, выявленные в ходе прокурорской проверки, или даже заметки в печатных или иных СМИ.

В административных делах, в отличие от уголовных, прокурор выступает на стороне истца, то есть не обвиняет, а защищает его законные права.

Однако юридическая поддержка прокурор оказывает далеко не всем. Должны быть веские причины, чтобы служащий прокуратуры РФ выступил от лица, чьи права были ущемлены:

  • недееспособность;
  • преклонный возраст;
  • состояние здоровья.

Законодатель наделил служащих прокуратуры правом защищать права и интересы слабозащищенных слоев населения: инвалидов, пенсионеров, малообеспеченных, несовершеннолетних.

Эти люди в большинстве случаев не имеют возможности самостоятельно обратиться в суд. Прокурор вместо них составляет исковое заявление в судебную инстанцию и представляет их интересы.

Прокурор в подобных делах наделен теми же процессуальными правами, что и остальные участники процесса.

Он вправе:

  • давать отвод суду;
  • назначать повторную экспертизу;
  • привлекать свидетелей;
  • задавать вопросы участникам процесса: свидетелям, экспертам и т.д.;
  • требовать доказательства;
  • направлять кассационные или апелляционные жалобы в вышестоящие инстанции.

Помощники прокурора и их обязанности

Для прокурора законодательством предусмотрены помощники. В органах прокуратуры есть должности старшего помощника и помощника прокурора. Они объединяются в специальные группы, которые контролируются заместителем прокурора.

Обязанности и полномочия помощника прокурора нигде четко не прописаны, в отличие от прокурорских полномочий, но к ним предъявляются особые требования, указанные в главе 5 Федерального закона «О прокуратуре РФ» (например, высшее юридическое образование).

В большинстве случаев в обязанности помощника прокурора входит бумажная работа, такая как:

  • подготовка исков в суд;
  • подготовка документов в арбитражный суд;
  • помощь гражданам, которые обратились с жалобой;
  • проверка дел на коррупционную составляющую.

Права помощника выглядят следующим образом:

  • поддержка обвинения в суде;
  • вызов и допрос граждан;
  • посещение задержанных и их допрос;
  • знакомство с документами на всех стадиях делопроизводства;
  • запрос документов от различных инстанций.

Ответственность за действия своих помощников несет сам государственный обвинитель. По этой причине их права и обязанности нигде четко не прописаны. В зависимости от компетенции помощников и доверия к ним самого прокурора, он делегирует им различные задачи.

Прокурор обладает правом передать значительную часть своих полномочий помощнику или сделать его исполняющим обязанности прокурора, когда, например, покидает работу по состоянию здоровья или уходит в отпуск.

Обязанности исполняющего обязанности прокурора полностью зависят от предусмотренных законом прав самого прокурора, однако для этого необходимо подготовить специальный приказ.

Заключение

Прокурор — важнейшая часть государственной власти. Он выполняет надзор за исполнением законов, защищает права малообеспеченных и слабозащищенных граждан и выступает главным обвинителем в уголовных делах, не давая виновному уйти от наказания.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:
 
+7 (499) 450-39-61
8 (800) 302-33-28 

Это быстро и бесплатно!

Источник: https://prava.expert/uk/obyazannostyami-prokurorov.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.